Сайт Інформаційно-бібліографічного відділу є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
14.09.2017 12:12

Візьми участь у лексикографічному флешмобі!
Яке прекрасне рідне слово! Воно – не світ, а...

13.09.2017 12:59

Роль Гончарівки у житті студентства
Херсонська обласна універсальна наукова бібліотека...

25.07.2017 11:57

Читайте найкращі книги!
Сьогодні в Україні щороку з'являється значна кількість...



Галерея


Гість | Увійти
Версія для друку

«КНИЖНЫЕ ЗНАКИ Н.С. БОМ-ГРИГОРЬЕВОЙ».
Брошюра вышла в Москве в 1932 году в издательстве «Советский коллекционер», 36 с., 10 иллюстраций, тираж  300 экземпляров, из них 100 нумерованные, издательская обложка мягкая. Из письма Сильванского в Киев к Н.Н. Иванченко (30 января 1931 г.) «…Сейчас печатается моя брошюрка «Книжные знаки Н.С. Бом-Григорьевой».
На внутренней стороне обложки напечатано: «Сто экземпляров этого издания нумерованы с приложением оригинального офорта Н.С. Бом-Григорьевой. Экземпляр № __».
Номера экземпляров проставлялись рукой автора, о чем свидетельствует его подпись. К нумерованным экземплярам прилагался оригинальный офорт, подписанный художницей.
Вышеупомянутая брошюра явилась почти точным повторением журнальной статьи Сильванского с аналогичным названием в журнале «Советский коллекционер» (1930.– № 2.– С. 37-42).
В своей работе Сильванский определяет книжный знак как предмет конкретного назначения, отражающий вкусы и идеалы своей эпохи. Прослеживает основные вехи развития русского книжного знака, полемизирует с В.А. Верещагиным и     В.Я. Адарюковым, утверждавшим, что происхождение экслибриса идет от, так называемой, «вкладной записи».
Автор останавливается на первых отечественных гербовых книжных знаках Д.М. Голицина, Я.В. Брюса и А.П. Бестужева-Рюмина. Отмечает высокую художественную ценность геральдических экслибрисов, т. к. в силу технических условий библиотечные гербы XVIII–XIX вв. выполнялись гравюрой и литографией.
Отмечает стремление книголюбов к такому экслибрису, который выполнял бы не только функции владельческой марки, но одновременно служил бы и украшением книги.
Исходя из своих позиций по отношению к книжному знаку, автор устанавливает три группы: 1 – типографский ярлык, 2 – ярлык с гербом и 3 – ярлык с рисунком или гравюрой.
Рассматривая художественный экслибрис, автор замечает: «Изысканная книжная графика, выпуклая гравюра на дереве и линолеуме, резцовая гравюра, офорт, акватинта, литографии – все эти виды гравирования нашли свое применение в современном экслибрисе и заслужили ему почетное место среди продукции графических искусств».
К числу высокохудожественных экслибрисов Сильванский относит и работы Н.С. Бом-Григорьевой, особенно ее старомосковскую сюиту офортных книжных знаков. Эти экслибрисы исполнены в смешаной технике – офорт с акватинтой, придающей графическому изображению живописный оттенок.
В экслибрисах художницы Сильванский отмечает исключительную интимность, связанную с тем, что все они исполнены для тесного круга людей, связанных общим делом и любовью к московской старине. Подчеркивается так же художественность, мастерство и высокая техника их исполнения.
В конце своего очерка автор приводит детальное описание девяти книжных знаков, исполненных известной художницей в технике офорта, кратко упомянув профессии владельцев и состав их библиотек.

Вхід