Сайт Інформаційно-бібліографічного відділу є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Гість | Увійти
Версія для друку

БИБЛИОФИЛЬСКИЕ ИЗДАНИЯ

Библиофильскими называются издания, выпускаемые ограниченным тиражом и предназначенные для библиофилов и коллекционеров, отличающиеся от изданий массового характера своей издательско-полиграфической формой (оригинальным форматом, сортом бумаги, художественным решением текста, необычным переплетом), наличием дополнительных деталей оформления (автографов, экслибрисов, афиш и т.п.), а также нумерацией экземпляров (иногда подписанных автором или раскрашенных художником от руки). Библиофильские издания могут выпускаться самостоятельно, а также наряду с книгами массового типа как их сувенирный вариант в пределах одного тиража. Часто библиофильские издания распространяются бесплатно среди узкого круга библиофилов или продаются по довольно высоким ценам.
Предшественниками библиофильских изданий следует, по-видимому, считать многочисленные "подносные" издания, то есть предназначенные для "подноса" (подарка) членам царской фамилии и приближенным к ней лицам, представителям высшей церковной власти и т.п. Эти издания отличались особым художественным оформлением и полиграфическим исполнением.

Библиофильские издания в Европе

Появление собственно библиофильских изданий в Европе относится к началу XIX века, когда книгособирательство выходит за рамки придворного общества и распространяется среди просвещенных кругов дворянства и третьего сословия, формируются специальные библиофильские кружки и общества, начинается увлечение редкой книгой. Одним из первых начал выпускать библиофильские издания Роксборо-клуб, основанный в Англии в 1812 году и названный так по имени своего основателя крупного библиофила конца XVIII – начала XIX века герцога Роксборо, известного под именем "книжного герцога". Издания общества печатались тиражом до 60 экземпляров (только для членов клуба), отличались великолепным художественно-полиграфическим оформлением и до своего выхода в свет уже становились редкостью. В 1817 году более значительным тиражом была выпущена книга вице-президента клуба известного библиофила Т. Дибдина "Библиографический Декамерон, или десятидневный приятный курс об иллюминированных рукописях и предметах, связанных со старинным гравированием, типографией и библиографией" – руководство для любителей древностей. После ее издания гравировальные доски, с которых печатались иллюстрации, были сразу сломаны.
Множество библиофильских изданий было выпущено во Франции, где особое увлечение французских библиофилов внешней стороной книги – шириной ее полей, особенностями шрифта, бумаги, переплета и т.п. – дало начало богатой беллетристике о чудаковатых библиофилах, зараженных пагубной страстью к книге библиоманах, расчетливых антиквариях (произведения Ш. Нодье, Г. Брюне, Г. Флобера, П. Лакруа, А. Франса и др.).

Библиофильские издания в России

В России издания библиофильского типа появились в середине XVIII века. Их появление и распространение было тесно связано с общим развитием культуры, образования, книжного дела, формированием крупных книжных коллекций в среде высших слоев русского дворянства, его увлечением издательско-полиграфической формой книги (создание индивидуального владельческого переплета, применение суперэкслибриса, раскрашивание гравюр от руки и т.п.).
К изданиям подобного рода относится известное "Описание коронации Елисаветы Петровны..." (СПб., 1744) – одно из самых парадных изданий XVIII столетия, отличавшееся роскошным художественно-полиграфическим оформлением. Однако нумерации экземпляров в издании еще нет.
В известной степени библиофильскими могут считаться и издания собственных стихотворных произведений помещика Н.Е. Струйского, выпущенные в последнем десятилетии XVIII века в его собственной типографии в с. Рузаевке Пензенской губернии и отличавшиеся роскошным оформлением (гравюры на меди, исполненные немецкими мастерами И.-Х. Набгольцем и Х.-Г. Шенбергом; богатые цельнокожаные переплеты с золотым тиснением и пр.). Печатавшиеся маленькими тиражами и предназначенные, по словам Струйского, "для подарка только моим приятелям и коротким", эти издания часто вообще не попадали в продажу, а потому и в библиографические издания, и уже в то время считались редкостью.
Появление библиофильских изданий в России наблюдается в 30-е годы XIX века; оно связано с процессом постепенного превращения библиофильства в большое общественное явление, начало которого книговеды-историки связывают с пушкинской эпохой.

Первые издания

Одним из первых русских библиофильских изданий являются "Пестрые сказки" (СПб., 1833) – известная литературная мистификация В. Одоевского и одновременно один из интереснейших памятников отечественной книжной культуры, изданием которого автор, по собственному признанию, "хотел доказать возможность роскошных изданий в России". Титульный лист книги отпечатан в шесть красок: каждая буква в слове "сказка" имеет свой цвет. Текст на страницах набран изящным шрифтом различного начертания, украшен разнообразными наборными средствами и заключен в тонкую рамку из типографских украшений. Знаки препинания в тексте расставлены как будто нарочно для того, чтобы книгу нельзя было прочесть с первого раза: отсутствуют привычные запятые перед словами "что" и "который"; в начале каждого вопросительного предложения ставится перевернутый вопросительный знак; в тексте мало запятых, зато излишне много тире и многоточий, совершенно отсутствует буква "Э". "Пестрые сказки" – одно из первых в России изданий, художественное оформление которого (13 заставок и фронтиспис) сделано в технике торцовой ксилографии (художник Ф. Рисс, гравер П. Руссель).
Кроме того, на странице 145, по словам автора, имеется "единственный в своем роде" политипаж – изображение деревянного человечка Кивакеля, исполненное особым химическим составом на литографском камне (полученное изображение неудачно и грязнее остальных, сделанных с деревянных досок). Книга вышла из типографии в издательской обложке с тончайшим кружевным рисунком и в издательском картонаже. Двадцать пять экземпляров издания предназначались для подноса библиофилам и в продажу не поступали. Они были напечатаны на более плотной веленевой бумаге, имели широкие необрезанные поля. В Российской государственной библиотеке хранится один экземпляр из этих двадцати пяти, принадлежавший известному коллекционеру А.С. Норову, с его экслибрисом и дарственной надписью автора на обороте форзацного листа. Он заключен в издательский картонаж голубого цвета с тисненным на корешке названием книги, а в качестве форзаца использована обложка основного тиража издания. Этот экземпляр не похож и на остальные двадцать четыре "непродажных" экземпляра; перед его титулом вклеен подлинный карандашный рисунок Ф. Рисса, по которому П. Руссель гравировал фронтиспис.
К числу библиофильских можно, по-видимому, отнести и изящное миниатюрное издание "Душеньки" И. Богдановича, выпущенное в 1837 году Экспедицией заготовления государственных бумаг. Книга заключена в издательскую "кружевную" обложку, имеет литографированный фронтиспис с портретом автора, аллегорическими фигурами и текстом: "Зефир ему перо из крыл своих давал. Амур водил рукой – он Душеньку писал". К тексту приложены три рисунка работы П. Иванова, воспроизведенные литографским способом. Некоторые экземпляры книги отпечатаны на веленевой бумаге, рисунки исполнены на тонкой китайской бумаге; встречаются экземпляры, отпечатанные на бумаге розового цвета.
В 1845 году был выпущен "Тарантас" В.А. Соллогуба, одно из лучших иллюстрированных изданий середины XIX века, о котором В.Г.Белинский писал: "...бумага, печать и вообще возможная в России типографская роскошь, соединенная со вкусом, не оставляют ничего желать... в этом отношении едва ли какое-нибудь русское издание может состязаться с "Тарантасом". "Чистой неподдельной Русью" назвал он и прекрасные реалистические иллюстрации к изданию, созданные художниками Г.Г. Гагариным и А.А. Агиным и гравированные на дереве Е. Бернардским, Грейманом и Дерикером. Часть тиража книги была напечатана на слоновой бумаге с раскрашенным от руки фронтисписом работы Г.Г. Гагарина. Отличительной особенностью издания является размер гравюр, которые в большинстве случаев значительно шире печатной полосы и потому придают странице книги несколько "неуравновешенный вид".
В 1855 году "для любителей библиографических редкостей" Экспедицией заготовления государственных бумаг были выпущены "Басни И. Крылова" – самая маленькая книга дореволюционной России, отпечатанная с наборной формы. Размер издания – 29х22 мм, а формат текста на странице – 21х14 мм; оно предпринималось с единственной целью: "чтобы высказать степень совершенства, до какой доведено... книгопечатное искусство".

Издатели

Большинство библиофильских изданий было выпущено в России в конце XIX – начале XX века, когда книжное дело приобрело монополистический характер, широкое развитие получили антикварная книжная торговля и библиофилия; среди правящих классов культивировалось отношение к книге как предмету роскоши, созданному для любования, коллекционирования.
Кроме Экспедиции заготовления государственных бумаг, выпуск библиофильских изданий широко практиковали А.С. Суворин, М.О. Вольф, В.Г. Готье, И.Н. Кнебель, Община Св. Евгении, типография "Р.Р. Голике и А.И. Вильборг" и др., различные общества и организации, в первую очередь библиофильские.
Тематика этих изданий была самой разнообразной, однако преобладали издания произведений классиков русской литературы, в том числе А.Н. Радищева, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и др. Так, например, широко известно библиофильское издание "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева – факсимильная копия с первого издания автора (1790), осуществленная А.С. Сувориным в 1888 году. Выпущенное по разрешению цензуры заранее ограниченным тиражом (100 экземпляров), оно было напечатано на бумаге разных сортов (японской большого формата – 25 экз., японской малого формата – 30 экз. и слоновой – 45 экз.); каждый экземпляр издания пронумерован. Предназначенное специально для привилегированного покупателя – богатого библиофила – и продававшееся по очень высокой цене (соответственно 60, 50 и 25 рублей), это издание тем не менее имело огромный успех у современников и разошлось в течение нескольких дней.
На манер французских библиофильских изданий, по их образу и подобию, А.С. Сувориным были выпущены также "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1886; тираж – 460 нумерованных экземпляров на разных сортах бумаги), "Бахчисарайский фонтан" (1892), подарочное издание "Каменного гостя" А.С. Пушкина (1895; тираж – 1000 экземпляров, с многочисленными цветными иллюстрациями художника С.С. Соломко в тексте) и др. Отпечатанные в два цвета, последние два издания тем не менее не отличаются художественностью и рассчитаны скорее на вкус богатых мещан.
Типичным подражанием французским библиофильским изданиям являются издания "Капитанской дочки" (1891; тираж – 1150 экз.) и "Евгения Онегина" (1893; тираж – 2100 экз.) А.С.Пушкина, выпущенные московским книгопродавцем В.Г. Готье с прекрасными реалистическими иллюстрациями П.П. Соколова (в первом случае они воспроизведены в технике гравюры на меди, во втором – фототипией). Часть тиража изданий вышла в роскошном оформлении: на веленевой бумаге, в переплетах из сафьяна с золотым тиснением и золочеными обрезами (вместо издательской обложки в экземплярах массового характера), имела нумерованные экземпляры и продавалась по высокой цене, доступной только богатым собирателям из буржуазной среды. В 1892 году тиражом 1000 нумерованных экземпляров (в том числе № 1–150 – на толстой японской бумаге и № 151–1000 – на веленевой) Готье выпустил хорошо известное библиофилам и букинистам библиофильское издание "Князя Серебряного" А.К. Толстого с гравированными на меди иллюстрациями К.В. Лебедева (гравер А. Лалоэ).
Несколькими годами позже, в 1899 году, к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина, петербургская типография К. Пентковского выпустила в свет художественно-иллюстрированное юбилейное издание "Евгения Онегина". Тираж книги – 3050 экземпляров, в том числе 50 нумерованных (№ 1–25 –на японской бумаге, № 26–50 – на китайской).
Выпуск библиофильских изданий как небольшой части тиража издания широко практиковал И.Н. Кнебель. Так, например, серьезная работа А.П. Новицкого "Передвижники и влияние их на русское искусство" (М., 1897), первая книга о передвижниках, вышедшая в России и приуроченная к 25-летнему юбилею передвижных выставок, была выпущена им тиражом 3800 экземпляров, 100 из них отпечатано на веленевой бумаге специально для коллекционеров и любителей. Крупное, состоящее из 36 выпусков, подписное издание "Московской городской художественной галереи П. и С. Третьяковых" (М., 1901–1904) при тираже 1000 экземпляров имело 50 экземпляров, отпечатанных на голландской бумаге, и 100 – на китайской, которые продавались соответственно по цене 150 и 100 рублей против 72. Для библиофилов и коллекционеров были предназначены 100 экземпляров широко известной "Истории русского искусства" под редакцией И.Э. Грабаря (М., 1910–1916). Отпечатанные на голландской бумаге и заключенные в богатые цельнокожаные переплеты, оформленные И.Я. Билибиным и М.В. Добужинским, они продавались по очень высокой цене – 75 рублей за том (для сравнения: цена тома издания на обычной бумаге в составном полукожаном переплете составляла 13 рублей 50 коп.).
В 1892 году на средства богатого русского коллекционера и мецената А.В. Звенигородского тиражом 600 экземпляров (по 200 на русском, немецком и французском языках) были выпущены "Византийские эмали" – одна из самых дорогих по изготовлению и роскошных русских книг. Полное и правильное название книги, как оно обозначено на титуле: "История и памятники Византийской эмали. Сочинение Н. Кондакова, профессора С.-Петербургского университета и старшего хранителя императорского Эрмитажа".
Издание посвящено описанию уникальной коллекции византийских эмалей X–XI веков, собранных A.B. Звенигородским, текст – исследование по истории византийского искусства и научное описание эмалей – написан Н. Кондаковым, ведущим русским византиеведом того времени, и немецким ученым А. Шульцем (в экземплярах на немецком языке); в подготовке издания к печати активное участие принимал известный русский критик В.В. Стасов. Издание изначально было задумано А.В. Звенигородским как роскошное, в противовес книге "Imitation de Jesus-Christ", вышедшей в Париже в 1855 году по указанию Наполеона III и имевшей целью прославить Францию и стать шедевром типографского искусства всех времен и народов. Эта книга была разослана по всем странам, за исключением враждебной России. По замыслу Звенигородского, "Византийские эмали" по своей красоте и совершенству должны были затмить французское издание.
Книга имеет большой формат (высота блока – 37 см), заключена в богатый футляр и толстую шелковую (или парчовую) суперобложку с вытканными на ней именем и фамилией Звенигородского. Цельнокожаный переплет изготовлен из белой шагрени и украшен тиснением, инкрустацией и эмалью, рисунки которых выполнены в византийском стиле. Аналогичные византийские узоры, отпечатанные золотом и красками, нанесены и на обрезы книги. В книге имеется закладка - широкая лента, вытканная из разноцветного шелка, золотых и серебряных нитей, с вышитым на ней текстом - изречением древнегреческого поэта Еврипида, который в переводе на русский язык означает: "Разверни эти говорящие листы, прославляющие мудрых". На первом листе издания, оформленном архитектором И.П. Ропетом и словно состоящем из драгоценных камней, переливающихся на серебряном фоне (печать алюминием), помещено посвящение Александру III. В конце книги к тексту приложены двадцать восемь листов – иллюстраций с изображением эмалей, отпечатанных хромолитографским способом: шрифт, которым набраны подписи под ними, был отлит специально для этого издания и имитирует устав древнейшего Остромирова евангелия, другие декоративные украшения книги – инициалы, заставки и концовки – также полностью имитируют стиль оформления древних русских рукописей. В художественно-полиграфическом оформлении "Византийских эмалей" принимали участие три страны: Россия, Франция и Германия, а все отделочные работы были выполнены по особому индивидуальному заказу. Так, эмали рисовали лучшие петербургские графики, гравировальные работы выполнялись под руководством гравера В.В. Матэ, шелк для суперобложки и закладки изготовлялись на московской фабрике Сапожникова, толстая великолепная бумага – из Страсбурга, переплет изготовлен Лейпцигской фирмой "Гюбель и Денк", иллюстрации – литографским заведением Августа Остеррита во Франкфурте-на-Майне, где были отпечатаны также французский и немецкий тексты издания (тираж книги на русском языке печатался в типографии И.М. Стасюлевича). Все работы были выполнены червонным золотом. Не случайно поэтому современники называли "Византийские эмали" "книгой в княжеском уборе", "русским чудом", "истинным художественным событием"; ее издание обошлось Звенигородскому в 120 тысяч рублей.
Издание не поступало в продажу, все его экземпляры были нумерованными и подписными, с указанием фамилии лица, которому он предназначался. По сообщению газет того времени, книга была разослана преимущественно "коронованным особам, известным ученым и выдающимся книгохранилищам". Большая часть изданий оказалась за рубежом, в том числе у королей Италии, Швеции, Румынии, Бельгии, Испании и др., султана Турецкого, эмира Бухарского, императора Австрийского и др., случайно попавшие на рынок экземпляры продавались по очень высокой цене – 1000 рублей золотом. В немногих экземплярах книги (для близких и друзей Звенигородского) был приложен его портрет, гравированный на дереве В.В. Матэ. Такой портрет имеется, например, в экземпляре № 109 на русском языке, предназначенном для Н.М. Постникова, владевшего лучшим тогда частным собранием икон в России, в экземпляре № 125 Д.И. Петрококина и др. В качестве своеобразного приложения к "Византийским эмалям" в 1898 году была издана (тоже роскошно, тиражом 150 экземпляров) специальная книга В.В. Стасова "История книги "Византийские эмали" А.В. Звенигородского", а в Публичной библиотеке в Петербурге для выдачи экземпляров книги был построен даже специальный киоск в византийском стиле. Когда А.В. Звенигородский разорился и вынужден был продать свою коллекцию, оказалось, что две трети его собрания были подделкой. Тогда же потеряла свою научную ценность и значение его знаменитая книга, однако и сегодня она представляет собой большую редкость и является выдающимся памятником русского типографского искусства конца XIX – начала XX века.

Дооктябрские издания

В полной мере библиофильскими, предназначенными для привилегированного покупателя - дорогими, малотиражными, нумерованными, отпечатанными на прекрасных сортах бумаги, с иллюстрациями лучших художников, в переплетах известных мастеров и т.п. - являются издания Кружка любителей русских изящных изданий (1903–1917), первой русской юридически оформленной библиофильской организации, объединившей в своих рядах известных петербургских библиофилов, издателей, типографов, художников книги, книгопродавцев-антикваров с целью "содействовать развитию художественной стороны в издаваемых в России произведениях печатного и графического искусств и способствовать взаимному сближению собирателей означенных произведений". Среди лучших изданий Кружка "Невский проспект" Н.В. Гоголя (1905) с иллюстрациями Д.Н. Кардовского, "Четыре басни И.А. Крылова" с неиздававшимися ранее рисунками А.О. Орловского (1908; тираж – 500 нумерованных экземпляров), "Казначейша" М.Ю. Лермонтова с иллюстрациями М.В. Добужинского (1914) и др.
Специально для библиофилов на веленевой бумаге печаталась и часть тиража (200 экземпляров из 750) журнала "Антиквар" (1902–1903), одного из первых библиофильских периодических изданий в России.
На рубеже XIX-XX веков широкое распространение получают издания, которые с полным правом можно назвать библиофильскими не только по форме, но и по содержанию. Они предназначались в первую очередь для небольшого круга коллекционеров и любителей книги, выпускались, как правило, тиражом 300-600 экземпляров. К изданиям подобного рода относится выпущенный в 1898 году тиражом 425 нумерованных экземпляров известный указатель В.А. Верещагина "Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720–1870)", первое справочное издание в этой области; книга Д.В. Ульянинского, одного из выдающихся библиофилов дореволюционной России, "Среди книг и друзей" (Ч. 1, М., 1903), вышедшая тиражом 325 нумерованных экземпляров (№ 1–30 – на слоновой бумаге, № 31–100 – на александрийской и № 101–300 – на веленевой бумаге; № I–XXV – подносные, на слоновой бумаге). Как указывалось на контртитуле издания, ко всем экземплярам приложены четыре факсимиле с заглавных листов наиболее редких книжных росписей XVIII века, а к экземплярам № I–XXV и 1–100 – снимок с экслибриса библиотеки автора книги, напечатанного в Париже на веленевой бумаге с той же доски, с которой печатался подлинный экслибрис.
К библиофильским изданиям этого типа принадлежит и выпущенная в 1917 году типографией "Р.Р. Голике и А.И. Вильборг" антология "Похвала книге", одно из лучших произведений русской дореволюционной библиофилии, внесшее значительный вклад в мировую литературу. Издание отпечатано тиражом 1050 экземпляров (650 – на тряпичной бумаге и 400 – на простой) и имеет облик славянских первопечатных книг. Оно набрано старинным шрифтом с соблюдением всех правил орфографии прошлого времени, украшено 44 виньетками, заставками и концовками в византийско-русском стиле; оглавление отсутствует. Книга вышла в обложке, на которой воспроизведена заглавная рамка из "Русской Библии" Ф. Скорины (1517) с эпиграфом: "Аще возмнится тебе, да взыщется в книгах отец твоих, и обрящещи в летописцах писано о тех", имеет своеобразный экслибрис с заключенным в рамку текстом "Экземпляр библиотеки" и пустым местом для внесения фамилии владельца библиотеки, украшена таинственной надписью "Тайное зерцало библиофилов", исполненной вязью художником А.Н. Лео. В выходных данных издания, составленных по образу и подобию рукописных и первопечатных книг, указаны его создатели: профессор И.А. Шляпкин, известный библиофил и историк литературы, составитель текста книги, и антиквар Ф.Г. Шилов, на средства которого она была издана.
В годы, предшествующие Октябрьской революции 1917 года, библиофильские издания в роскошном оформлении выпускали издательства символистского направления, в том числе "Скорпион" (1900–1916), "Гриф" (1903–1914), "Мусагет" (1910–1917), "Альциона" (1910–1923), "Сирин" (1912–1914).

Послеоктябрские издания

Библиофильские издания продолжали выходить в России и после Октябрьской революции. В этот период их выпускали преимущественно частные и кооперативные издательства, в том числе "Алконост" (1918–1923), "Геликон" (1918–1923), "Петрополис" (1918–1924), "Аквилон" (1921–1924) и др. Последние три издательства специализировались на выпуске малотиражных любительских изданий. Так, например, отношение к книге как произведению искусства было характерно для издательства "Аквилон", выпускавшего тиражом 500–1500 экземпляров преимущественно произведения классической литературы с иллюстрациями лучших художников того времени: А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева и др., часть тиража изданий печаталась на бумаге лучшего качества, нумеровалась или раскрашивалась от руки, некоторые экземпляры были именными. К лучшим изданиям "Аквилона" принадлежат "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921) и "Тупейный художник" Н.С. Лескова с рисунками М.В. Добужинского, "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с иллюстрациями Б.М. Кустодиева (1921), "Золотой жук" Э. По, иллюстрированный Д.И. Митрохиным (1922) и др.
В 1918 году в лучшем полиграфическом предприятии того времени - типографии "Р. Голике и А. Вильборг" – тиражом 800 экземпляров была напечатана на французском языке "Книга маркизы" (Le Livre de Marquise. SPb, 1918. 194 P.). Она вышла в двух вариантах, один из которых – особенно фривольный – был предназначен "для немногих". Иллюстратором этого издания выступил К.А. Сомов.
Примером библиофильских изданий "Петрополиса" могут служить изящная книжка Анри де Ренье "Семь портретов" в переводе М.А. Кузмина с иллюстрациями Д.И. Митрохина (1921), выпущенная тиражом 327 экземпляров (25 – именных, раскрашенных от руки, 27 – с I по XXVII – именных нумерованных и 275 – с 1-го по 275-й – просто нумерованных) в обложке и издательском переплете; вышедший в том же году тиражом 1000 экземпляров (в том числе 60 – именных и 100 - нумерованных, не поступавших в продажу) сборник стихотворений А. Ахматовой "Подорожник", обложка, издательская марка и фронтиспис которого были созданы М.В. Добужинским и др.
В годы гражданской войны любопытные издания (преимущественно стихотворные произведения для детей) выпускала артель художников "Сегодня", созданная в Петрограде художницей В.М. Ермолаевой и просуществовавшая около полутора лет. Бывшие в ее составе художники – Н.И. Альтман, Ю.П. Анненков, Н.И. Любавина, Е.И. Турова и др. - стремились к максимальному единству текста и художественного оформления книги, создавая ее способом линогравюры и раскрашивая вручную. Печатались эти книги на грубой и плотной бумаге тиражом до 150 экземпляров, каждый из которых нумеровался.
Ряд библиофильских изданий выпустил Комитет популяризации художественных изданий (1920–1929), возникший на базе существовавшей ранее (с 1896 года) Общины Св. Евгении. Так, в 1923 году тиражом 1000 нумерованных экземпляров им была выпущена поэма A.C. Пушкина "Медный всадник" со знаменитыми иллюстрациями А.Н. Бенуа, созданными художником еще в начале XX века по заказу Кружка любителей русских изящных изданий и напечатанными ранее в журнале "Мир искусства" за 1904 год в гравюрах на дереве А.П. Остроумовой-Лебедевой. Впоследствии А.Н. Бенуа значительно переделал свои рисунки. В настоящем издании иллюстрации воспроизведены литографией, а само издание, отпечатанное еще в 1917 году в типографии И. Федорова (бывшей "Голике и Вильборг") под наблюдением известного полиграфиста B.И. Анисимова, отличается высоким качеством печати и художественно-полиграфического оформления; книга вышла в свет в издательской обложке и суперобложке.
Небольшими тиражами продолжали выпускаться издания библиофильской тематики, предназначенные для коллекционеров и собирателей. В 1918 году книжным кооперативом "Petropolis" тиражом 200 экземпляров в издательской обложке двух цветов (рыжеватой и темно-зеленой) была выпущена брошюра "Книжные знаки", одно из первых изданий советского времени по экслибрису, содержащее библиографию русского экслибриса и наклеенные на двадцать четыре листа книжные знаки членов кооператива; только половина тиража издания имеет экслибрис В.Я. Адарюкова. В 1921 году Госиздат тиражом 2050 экземпляров (2000 – на слоновой бумаге и 50 – на мелованной) выпустил в свет книгу старейшего русского полиграфиста В.А. Анисимова "Книжный переплет". Издание заключено в суперобложку и обложку, имеет цветные (в три краски: красную, зеленую и золотую) постраничные украшения – заставки, инициалы и концовки, заимствованные из старопечатных книг и исполненные художником А.Н. Лео. Иллюстрации с изображениями переплетов старинных книг помещены на отдельных листах в тексте книги и выполнены литографским и хромолитографским способом.
В 20–30-е годы выпуск библиофильских изданий начинают библиофильские общества и организации. Так, Русское общество друзей книги (1920–1929), самая крупная библиофильская организация книголюбов этого времени, за период своей деятельности выпустило в общей сложности 158 изданий, к оформлению которых привлекались крупные графики и талантливая молодежь из полиграфических учебных заведений. К редчайшим сегодня библиофильским изданиям Общества принадлежит первенец РОДК "Кантата" А.А. Сидорова, написанная в подражание "Певцу во стане русских воинов" В.А. Жуковского к первой годовщине Общества и вышедшая двумя изданиями в 1921 году (первое издание – тиражом 13 экземпляров, второе - 7). Она напечатана с ручного набора, исполненного в Академической типографии Петрограда известным историком искусства К.В. Тревером, впоследствии членом-корреспондентом АН СССР, и директором типографии И.А. Орбели, впоследствии академиком. Книга того же А.А. Сидорова "Новый отрывок из Дома сумасшедших А.Ф. Воейкова, 1920–V–1925" (1925) была издана в количестве 66 экземпляров без точек и запятых к пятилетнему юбилею РОДК. Тиражом 100 экземпляров (бесплатно, для членов Общества), на бумаге разных цветов (розовой, зеленой и голубой) была выпущена газета "Наша пятница № 365" (1928) и др. В 1929 году тиражом 500 экземпляров РОДК выпустил "Домик в Коломне" А.С.Пушкина с иллюстрациями В.А.Фаворского; экземпляр № 44 издания имеет автограф художника.

Издания ЛОБ

Шестьдесят четыре издания выпустило Ленинградское общество библиофилов (ЛОБ, 1923–1930), однако его самым значительным вкладом в историю библиофильской литературы является изданный в 1929 году "Альманах библиофила", приуроченный к пятилетию существования ЛОБ. "Альманах" состоит из восемнадцати разнообразных статей (в т. ч. двух переводных) по истории и теории библиофильства, библиографии, искусству книги, написанных преимущественно членами Общества, и раздела "Хроника", содержащего обзор докладов, прочитанных членами Общества на его заседаниях в период с 1925 по 1928 год. В нем в отрывках опубликован знаменитый "Филобиблон" Ричарда де Бери, первое в мировой литературе библиофильское произведение (трактат о любви к книгам), написанное в 1345 году; полностью помещена повесть французского писателя и библиофила Ш. Нодье "Библиоман", положившая начало беллетристике подобного рода; серьезные статьи исследовательского характера А.М. Малеина, Н.Ю. Ульянинского, М.Н. Куфаева и др. Издание было выпущено типографией Академии художеств тиражом 300 экз. (44 именных, предназначенных для членов ЛОБ и не поступавших в продажу, и 256 нумерованных) и подготовлено в соответствии с лучшими традициями русских изящных изданий: на бумаге двух сортов (верже – все именные экземпляры и первые 156 нумерованных и белой обыкновенной), соответственно в переплетах двух видов – "ручной работы" и издательских: гобеленовых (с зеленой кожаной наклейкой на корешке, украшенной золотым тиснением), исполненных П. Соколовым, одним из лучших переплетчиков известной мастерской А. Шнеля в Петербурге, о чем свидетельствует личное клеймо переплетчика на внутренней стороне нижней крышки переплета, и цельно-коленкоровых, оформленных известным художником Л.С. Хижинским, членом ЛОБ; им же выполнены суперобложка, титульный лист, шмуцтитулы, издательская марка и другие книжные украшения сборника. Издание имеет 35 иллюстраций (в том числе 15 портретов), помещенных на отдельных листах. Кроме того, в именные экземпляры "Альманаха" был включен перевод статьи французского книголюба А. Кайюэ "Является ли женщина библиофилом?", в других экземплярах сборника взамен этой статьи помещен отчет М.Н. Куфаева "Библиофилия на международной выставке печати в 1928 г. в городе Кельне".

Издания «Academia»

Ряд библиофильских изданий (самостоятельных или как небольшая часть тиража издания) выпустила "Academia", одно из крупнейших литературно-художественных издательств 30–40-х годов. Среди них "Декамерон" Бокаччо (Л., 1928), отпечатанный тиражом 360 экземпляров на особой бумаге в шелковых переплетах с золотым обрезом; сборник стихотворений М.А. Кузмина "Новый Гуль" с иллюстрациями Д.И. Митрохина (Л., 1924), вышедший тиражом 1000 экземпляров (в том числе 950 нумерованных и 50 именных); юбилейное издание М. Горького "Стихи и легенды" с оригинальными офортами С.М. Шор (из тиража 3315 экземпляров – 15 именных, с девятью офортами и 300 нумерованных, с одним офортом); дополнительно, "на правах рукописи" была напечатана "Ночь 584" к пятому тому "Книги тысячи и одной ночи" (М.; Л., 1929–1939; Т. 1–8), вложенная в 150 экземпляров издания из 153000, и т.д.).
Библиофильские издания выпускало акционерное общество "Международная книга" (существует с 1923 года). Среди них малоформатное издание "Станционного смотрителя" А.С. Пушкина (М., 1934), вышедшее тиражом 800 нумерованных экземпляров в издательском переплете и суперобложке с иллюстрациями М.В. Добужинского.

Особо художественные издания

Специалисту антикварной книги следует знать о том, что часто к библиофильским относят и издания, которые в качестве таковых изначально не планировались, а потому так или иначе не подходят под приведенное выше определение.
В отличие от первых – собственно библиофильских изданий, назовем их условно библиофильскими.
В первую очередь это касается особо художественных изданий, которые представляют собой своеобразные шедевры книжного оформления. Примером подобного рода изданий могут служить уже упоминавшиеся "Басни И. Крылова" (СПб., 1855). К этой группе с полным правом можно отнести некоторые книги издательства "Academia", выпущенные в серии "Художественные издания", в том числе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина с прекрасными иллюстрациями Н.В. Кузьмина (М.; Л., 1933), воспроизведенными штриховыми клише в тексте и на полях и напоминающими рисунки самого Пушкина на полях рукописи; "Слово о полку Игореве", оформленное палехским мастером И.И. Голиковым (М., 1934; тираж 3300 экз.) – с иллюстрациями иконописного характера и орнаментикой древнерусских рукописных книг, написанным кириллицей и воспроизведенным фотолитографией текстом; им же были сделаны рисунки для переплета и форзаца.

Рукописные и авторские издания

Трудности первых послереволюционных лет, нехватка бумаги в стране, отсутствие необходимой полиграфической базы вызвали к жизни совершенно новый, неизвестный ранее тип библиофильских изданий - полукустарных, изготовленных не типографскими, а старыми ручными методами: литографией, гектографией, стеклографией, трафаретом и т.п., и даже просто написанными от руки. Такие "издания" выпускались преимущественно многочисленными литературными объединениями, кружками, клубами, отдельными писателями. Так, в 1919–1921 годах Московская лавка писателей выпустила около 250 рукописных книжек-автографов 33 авторов (поэтов, беллетристов, историков искусства), представлявших собой маленькую самодельную тетрадку в обложке, обычно украшенную собственноручным рисунком автора. Такие книжки изготовлялись для узкого круга любителей и коллекционеров в одном-двух, самое большое - семи экземплярах, писались или печатались на простой серой бумаге, бристольском картоне, оберточной бумаге, пергамене, бересте, обоях, неразрезанных листах советских денег - вплоть до тысячного билета, мешочном холсте и т.п., и даже на осиновом поленце; продавались книги по очень высокой цене.
К изданиям подобного рода относятся и авторские издания футуристов, в первую очередь А.Е. Крученых, поэта, теоретика и своеобразного летописца футуризма, автора и редактора многих книг, большинство из которых было издано тиражом 100–150 нумерованных экземпляров и иллюстрировано известными художниками, в том числе Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионовьм, О.В. Розановой, А.М. Родченко, К.С. Малевичем, К. Кульбиным и др. Одним из интереснейших изданий является "Игра в аду" А.Е. Крученых и В.В. Хлебникова с иллюстрациями Н.С. Гончаровой. К наиболее редким изданиям этого типа принадлежит "Лакированное трико" А.Е. Крученых, изданное в Тифлисе в 1919 году, литографированное издание "Неизданный Хлебников" – 24 тетрадки, выпущенные "Группой друзей Хлебникова" и переписанные для стеклографа А. Веселым, Ю. Олешей, Б. Пастернаком, М. Пустыниным и др.

Издания факсимильные и библиофилов

Условно библиофильскими можно считать и многие факсимильные издания, особенно дореволюционного периода. Они "копировали" наиболее редкие и уникальные в художественном отношении рукописи, печатные книги и продавались по цене, недоступной для массового покупателя.
К условно библиофильским относятся и многочисленные издания самих библиофилов, которые можно разделить на три основные группы.
К первой группе относятся переиздания редких книг, осуществленные самими библиофилами. В истории издательского дела хорошо известны переиздания ставших библиографической редкостью сразу же после их выхода в свет сатирических журналов XVIII века "Поденщина", "Пустомеля" и "Кошелек" известного библиографа и библиофила A.Н. Афанасьева (М., 1858); многочисленные издания П.А. Ефремова, среди которых выделяются новиковские журналы "Живописец" (СПб., 1864) и "Трутень" (СПб., 1865), а также "Материалы для истории русской литературы" (СПб., 1867) с включенным в них "Опытом исторического словаря о российских писателях" Н.И. Новикова, и радищевское "Путешествие из Петербурга в Москву" (СПб., 1872), уничтоженное цензурой уже в 1873 году в количестве I960 экземпляров из двухтысячного тиража "посредством обращения в массу"; издания библиографа и библиофила П.А. Картавова, в первую очередь "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева (1903), немедленно после выхода в свет уничтоженное цензурой, и др. При этом внешний облик книги часто отходил на второй план, зато ее содержанию уделялось особенное внимание.
Ко второй группе относятся издания разнообразной и богатой по содержанию литературы библиофильской тематики, получившие распространение в России со второй половины XIX века. К изданиям этого типа относится прежде всего книга Г.Н. Геннади "Русские книжные редкости" (СПб., 1872), ставшая, по словам П.Н. Беркова, "своего рода кораном русских библиофилов конца XIX – начала XX века", родоначальницей многочисленных книготорговых указателей и каталогов редких книг, появившихся затем в большом количестве: И.М. Остроглазова, А.Е. Бурцева, Я.Ф. Березина-Ширяева, Ю.Ю. Битовта и др.
Третья группа включает издания, сделанные руками самих библиофилов или по их просьбе и им принадлежавшие, в том числе с их экслибрисами, автографами, пометами на полях, во владельческих переплетах и т.п., и потому представляющие несомненный интерес для собирателей и коллекционеров. Среди этой группы изданий в первую очередь следует выделить конволюты П.А. Ефремова. Варварски относясь к книгам с точки зрения их издательской целостности, он оставлял от издания, наиболее совершенного по тексту, только нужные ему части и добавлял к ним материал (текстовой, иллюстративный и пр.) из других книг, переплетая в одну книгу иногда по 10, 20 или 30 различных частей из разных изданий. До сих пор по полноте все собранные о том или другом писателе ефремовские экземпляры могут считаться исключительными и являются мечтой для библиофилов и собирателей. Таковы, например, известные конволюты Ефремова, посвященные И.А. Крылову, с совершенно неизвестными первыми публикациями его басен (хранится в библиотеке В.Г. Лидина), А.В. Кольцову, в который вплетено все, начиная от редчайшего первого издания до неизвестных статей и брошюр о нем самом (хранится в библиотеке профессора И.Н. Розанова) и др.
К этой группе можно отнести и всевозможные издания, приуроченные к юбилейным датам библиофилов. Примером подобного рода изданий может служить брошюра "К 50-летию книгопродавческой деятельности А.А. Астапова: 1862 – 22 октября 1912", изданная библиографом Л.Э. Бухгеймом с примечаниями П.К. Симони в 1918 году тиражом 99 экземпляров "не для продажи".

 Резюме

Сегодня в практике букинистической торговли библиофильскими часто называют издания конкретного издателя, издательства, типографии, вышедшие в конкретный исторический период и являющиеся объектом библиофильского, коллекционерского спроса. Расширение последнего, его своеобразие, свойственное каждой исторической эпохе, привело к тому, что библиофильскими считаются издания П.П. Бекетова (1801–1812; 1821–1824), выпустившего в общей сложности около ста изданий преимущественно произведений художественной литературы в безукоризненном внешнем оформлении, А. Плюшара, типография и словолитня которого считались лучшими в Петербурге в 30-е годы XIX века. Последний выпустил много богато иллюстрированных и художественных изданий, в том числе "Живописное путешествие от Москвы до китайской границы" (СПб., 1819), одно из самых красивых изданий начала века с тридцатью великолепными, раскрашенными от руки гравюрами художника А.Е. Мартынова, серию гравированных и литографированных альбомов с видами столицы (1820–1827) и др.
К библиофильским изданиям, учитывая их редкость и имея в виду характер и объем спроса на эти издания, сегодня часто причисляют и малоформатные, изящно оформленные литературные альманахи пушкинской поры, и некоторые (особенно миниатюрные и малоформатные) издания Экспедиции заготовления государственных бумаг, а из книг более позднего времени - неповторимые издания начала XX века, многие из которых были созданы художниками объединения "Мир искусства", изящные издания "Academia", создавшей новый стиль художественно-полиграфического оформления книги.
Таким образом, понятие «библиофильское издание» во многом формирует время, вкусы, мода и пр., – это необходимо чутко улавливать специалисту букинистической торговли. "Библиофильский" подход к изданию есть, по сути дела, изучение и выявление его товарных свойств и качеств, и в первую очередь персептивных и индивидуальных, отличающих это издание от массы ему подобных.
Источником для изучения библиофильских изданий является вся богатая и разнообразная литература о книге, и, прежде всего, различные каталоги: издательств, книготорговцев, библиофилов, указатели редких книг, сводные каталоги русской книги, а также мемуары выдающихся антикваров прошлого, многочисленные произведения библиофильской литературы. Целесообразно не только систематически изучать подобную литературу, но и самостоятельно фиксировать и тщательно описывать все попадающие в руки библиофильские издания или их отдельные экземпляры.

Глава из учебника «Антикварная книга»,
подготовленного группой
"Электронное издательство" МГУП.
www. antique-sale.ru/antikvarnaya-kniga/3-2-09.htm

Напишіть свій коментар
Ваше ім'я
E-mail (не буде опублікований)
* Текст повідомлення

Вхід