Сайт Інформаційно-бібліографічного відділу є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
14.09.2017 12:12

Візьми участь у лексикографічному флешмобі!
Яке прекрасне рідне слово! Воно – не світ, а...

13.09.2017 12:59

Роль Гончарівки у житті студентства
Херсонська обласна універсальна наукова бібліотека...

25.07.2017 11:57

Читайте найкращі книги!
Сьогодні в Україні щороку з'являється значна кількість...



Галерея


Гість | Увійти
Версія для друку

Именно эта идея реализована в проекте "Библиотека лицом к семье". Проект осуществлялся в рамках программы "Открытая библиотека" при финансовой поддержке Института "Открытое общество. Фонд содействия" с целью помочь практической деятельности библиотеки, школы по формированию социальной компетенции семьи, ее социально-психологической поддержке средствами книги и семейного чтения.
На базе Центральной городской детской библиотеки, школьной библиотеки лицея № 48 Краснодара совместно со студентами специализации "Библиотечная работа с детьми и юношеством" информационно-библиотечного факультета Краснодарского государственного университета культуры и искусства (КГУКИ) были разработаны и внедрены рекламно-библиотечные буклеты для читателей-школьников и их родителей, рекомендательные пособия для совместного чтения^. Анализ использования этих изданий родителями показал большие возможности рекомендательной библиографии в их педагогическом, нравственно-этическом просвещении.
Один из опросов родителей младших школьников подтвердил предполагаемый нами невысокий уровень их знания детской литературы, приобщающей детей к искусству. Мы предложили им ознакомиться с библиографическим словариком "Палитра искусств" (Сост. О. Тимофеева, 3. Носкова), который адресован школьникам, но представляет интерес и для взрослых. Первая часть содержит краткое объяснение терминов, понятий изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального искусства, сведения о выдающихся художниках, музыкантах, композиторах, народных умельцах со ссылкой на источники – художественные, научно-познавательные издания, расположенные во второй части пособия – "Алфавитном указателе заглавий".
Рекомендуя библиографические пособия родителям, мы стремились акцентировать их внимание на том, что познавать новое в литературе, живописи, музыке они должны вместе с детьми, не стесняясь своей возможной некомпетентности в области искусства. Именно тогда ребенок почувствует духовную близость с семьей, а родители осознают зависимость развития младшего поколения семьи от уровня образованности старшего.
Совместное чтение, познание, открытие для себя мира образов – основа нравственно-эстетического развития личности не только ребенка, но и его воспитателя-родителя. К этому выводу мы и пытались подвести родителей, рекомендуя им не оставлять ребенка наедине с указателями, рекомендательными списками, буклетами, а вместе с ним совершать путешествие в мир книг.
Цель рекомендательного списка литературы для младших школьников и их родителей "Сказки в семейном кругу" (Сост. Н. Пешкова, О. Елистратова) – не только познакомить с лучшими зарубежными сказками, но и увлечь читателей фантастическим, загадочным, необычным, раскрывая жанровые признаки сказки. Разговор с ними лишен морализирования и назидательности. Это характерно для аннотаций, авторского обращения: "Папы и мамы! Девочки и мальчики! В нашем списке вы найдете лучшие сказки и сказочные повести. Многие из них давно вам знакомы. Но есть и такие сказки, о которых не слышали не только ваши родители, ребята, но даже дедушки и бабушки! И мы очень хотим, чтобы эти "неизвестные" сказки зарубежных писателей, покорившие весь мир, вошли и в вашу семью. Мы надеемся, вас ждут приятные минуты совместного открытия книг в семейном кругу".
Рекомендуя это и другие пособия о сказках родителям, мы обращаем их внимание на то, что центральное место в них, как и в сказках, занимают образы героев, их поступки, умение видеть прекрасное и доброе в окружающем мире.
Беседы с родителями о результатах использования пособий показали, что красивые, иллюстрированные указатели дети рассматривают с большим увлечением. Родители отмечали также занимательность изложения, наличие познавательной информации как в аннотациях, так и в тексте пособия, в соответствии с темами разделов. Особенно приветствовалось удачно найденное стилистическое решение книги, адресованной читателям младшего школьного возраста.
Интересен результат использования рекомендательного пособия для совместного чтения "Времена года в стихах" (Сост. Н. Небокова, Н. Пешкова). Подготовленное с учетом требований школьной программы, это издание первоначально вызвало чисто учебный интерес. В то же время оно оказало большое воздействие на процесс читательского общения детей и родителей, просвещение последних. Можно сказать, что произошел сдвиг мотивов – от учебного к нравственно-эстетическому, целью которого является развитие ребенка в процессе совместной творческой читательской деятельности. Реализуя данную задачу, составители стремились помочь взрослому донести до ребенка неповторимость поэтического произведения, создать его целостное восприятие. На стихотворение Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." помещена следующая аннотация: «Осень первоначальная, первая, только что начавшаяся... Для ребят это пора школьных встреч после долгого лета, новые друзья и новые уроки...
Но выйдите после школы на улицу. Какой прекрасный вечер! С неба, словно живая, льется чистая и теплая лазурь осеннего воздуха.
"Лазурью" раньше называли чистый ярко-голубой цвет. А какие еще цвета осени вы знаете?».
Включив в пособие стихи японских поэтов – современников А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, авторы стремились вызвать интерес как у школьников, так и у родителей к незнакомой им поэзии, пробудить желание совместного познания. На сборник стихов японских поэтов "Одинокий сверчок" помещена такая аннотация: «"Одинокий сверчок" – книга стихов японских поэтов. Только стихи эти необычные. Они совсем коротенькие – всего три строчки. Называются такие стихи хайку (трехстрочия). Эти стихи – картинки, которые отражают жизнь страны восходящего солнца.

"Листья хурмы
Опустились на соевом поле –
Издалека прилетели..."

Прочитайте эти стихи медленно и нараспев. Послушайте, как звучат строчки одного из великих мастеров хайку Ёса Бусон.
Какие чувства они выражают?
Чтобы лучше понять хайку, обратите внимание на картинки к стихам (их называют иллюстрациями). Все они сделаны японскими художниками.
Результаты использования рекомендательных пособий подтверждают их значимость в формировании, развитии мотивов руководства чтением у родителей. Большинство из них рассматривают рекомендательный указатель как источник готовых рецептов читательского общения с ребенком, тогда как ценность труда библиографа не в прямолинейной оценке произведения, а в направлении читателя на поиск собственной позиции, активизации нравственно-эстетической юценки текста. Этот традиционный подход для отечественной рекомендательной библиографии детской литературы остается по-прежнему актуальным независимо от того, каким образом будет получена рекомендательно-библиографическая информация: из печатных библиографических пособий, из электронных баз данных, сайтов Интернета, CD-ROM продукции.
Формирование личностно-значимого отношения к получаемой читателем информации доступно только творческой личности.
В рамках проекта "Библиотека лицом к семье" была апробирована одноименная серия рекламно-информационных буклетов школьной библиотеки – участницы проекта. Для школьников и их родителей были разработаны буклеты различной тематики с обязательным включением раздела "Страничка библиотекаря". Эта своего рода визитная карточка школьного библиотекаря дает ему возможность напрямую обращаться к читателю. Здесь даются сведения о библиотекаре, его фотография, краткая биография, советы, рекомендации читателям. Такого рода информация способствует достижению в дальнейшем неформального общения библиотекаря и читателя-школьника, библиотекаря и родителя.
Буклеты "Как создать домашнюю библиотеку", "Периодика для вас", "Если тебе трудно, подросток" и другие преимущественно вызвали интерес у родителей. Так, советы по комплектованию домашней библиотеки, рекомендации книг по теме способствовали приобретению литературы для совместного чтения, обсуждению прочитанного.
Анализ использования рекомендательных библиографических пособий, рекламно-информационных буклетов показал, что положительный результат невозможен без систематической индивидуальной работы с читателем – потребителем библиографической продукции. В этом процессе ведущую роль играет профессиональная подготовленность специалиста к работе с родите¬лями, понимание задач семейного чтения, знание библиотечно-библиографических методик, активное использование рекомендательной библиографии. Тогда просветительно-педагогический потенциал рекомендательно-библиографической деятельности в адрес родителей будет способствовать развитию мотивов руководства чтением детей в целях нравственно-эстетического развития личности, формированию у родителей представлений о межличностном творческом читательском общении с ребенком. Именно на этом уровне общение родителей и детей постепенно превращается в поле социального сопряжения духовных миров, где возможен перевод нравственно-эстетических ценностей одной личности в индивидуальную систему ценностей другой.

1 Семейное чтение: Сб. метод, и библиогр. материалов / КГУКИ, ЦБС; Сост.: Н. Л. Голубева, А. В. Шалаева. – Краснодар, 2000. – 68 с. 5 л. вкл.

Библиография. – 2001. – № 4.– С. 46-49.

Вхід