Сайт Информационно-библиографического отдела является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Новости
13.08.2018 07:27

Встреча с "Ромео и Джульеттой" в Одессе
Этим летом я впервые посетила Одесский художественный...

02.08.2018 09:18

Великий Кобзарь на скамейке...
26 июля в Одессе стартовала XXII книжная ярмарка «Зеленая...

30.07.2018 12:34

Встречайте: второе издание каталога местных изданий "Надруковано в Херсоні. 1842-1991"
Девять лет тому назад Херсонская областная универсальная...



Галерея


Гость | Войти
Версия для печати
Новости > Херсонщина мореходная: интересные страницы истории

Херсонщина мореходная: интересные страницы истории

27.02.2018 12:08

С чем у вас ассоциируется Херсонщина? С солнцем? Арбузами? Морем? А ещё, бесспорно, с моряками. Ведь всем известно, что Херсон – город моряков.
Как же осуществляется подготовка моряков на Херсонщине? Когда началось её становление? На эти вопросы участники клуба «КЛИО» получили ответ от гостя клуба – историка Александра Шумея, который не один год с увлечением исследует страницы истории образования на Херсонщине.

Настоящим подарком для клиовцев стала встреча с Александром Лещенко – потомком рода моряков. Он продемонстрировал участникам клуба фотографии, отражающие жизнь и быт моряков начала ХХ века, а также образец диплома, который получали моряки по окончании образования. Эти наглядные материалы вызвали огромный восторг присутствующих!

В конце XVIII в. на Юге Украины, территории современной Херсонщины и Приднепровского региона была создана база строительства нового для Российской империи Черноморского флота. Первый военный 66-пушечный корабль бригадирского ранга «Слава Екатерины» сошел со стапелей Херсонской верфи в 1783 году. Одновременно строились и торговые суда. По Днепру с давних времен ходили «дубки», «чайки» запорожских казаков, которых со времени ликвидации Сечи в 1775 году становилось всё меньше. Для поддержки внешнеторговых связей активно привлекались иностранные суда и мореплаватели-иностранцы. Это были, в основном, «императорские подданные» – итальянцы, австрийцы, греки и др. Немногочисленные сведения о судах с такими командами сохранились в архивном фонде «Херсонська губернська креслярня».

С развитием внешнеторговых связей, заселением Новороссийского края всё больше ощущалась нехватка отечественных специалистов морского дела и отсутствие учебных заведений для их подготовки.
Более 25 лет решался вопрос о верфи и более 30 лет – об учреждении мореходного училища. Известно, что купеческую верфь открыто в 1806 году, а маленькие купеческие верфи объединены в единственную в 1830 году; мореходное училище в Херсоне открылось только в 1834 году.

Необходимо отметить большую роль, которую сыграл в истории основания купеческой верфи и мореходного образования на Юге Украины херсонский военный губернатор и градоначальник Одессы герцог Арман Эммануэль Ришелье дю Плесси.
Ришелье ходатайствовал о государственной денежной помощи для развития верфи и в своей записке характеризовал её такими словами: «...как если не превосходит, то может равняться со всемы купеческими верфями Европы, многие века устроенными. В прошедшем году выстроено [в Херсоне] до шестидесяти судов «лодок». Он пишет также о необходимости обустройства мореходного училища, подробно перечисляет дисциплины, которые должны изучать будущие мореплаватели, штат учебного заведения, жалованье преподавателей. В морских учебных заведениях, открытых уже после смерти герцога де Ришелье, многие его идеи, мысли, расчёті воплотились в жизнь.

Указом от 26 января 1834 о создании в России сословия свободных матросов, Херсон, Алешки, Голая Пристань и Берислав вошли в число населённых мест, где жители, которые занимались мореплаванием, были отнесены к этому сословию. Семьи свободных матросов освобождались от налогов, военного постоя, рекрутчины, при условии, что юноши из этих семей обязаны были прослужить в Черноморском флоте не менее 5 лет. Быть свободным матросом считалось честью, при поступлении в мореходные учебные заведения им предоставлялось преимущество. Херсонское мореходное училище торгового мореплавания – первое на Юге Украины, как упомянуто выше, было открыто в 1834 году. За 178 лет его существования из его стен вышли тысячи шкиперов, механиков, штурманов, капитанов. Об училище немало написано, также был создан музей. Но очень мало известно, что в течение десятилетий на Херсонщине действовали еще три морские учебные заведения.

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. высветило необходимость обновления, реорганизации во многих сферах жизни страны. Показала она и катастрофическое состояние российского флота, как военного, так и торгового. Поэтому уже в начале 60-х годов XIX в. возобновляется прерванная войной и условиями Парижского соглашения 1856 работа по реорганизации военного и строительству торгового флота.

В этот период были основаны судостроительные предприятия. В Херсоне крупнейшими были завод Е. И. Вадона, верфи Спозито, Коваленко и др. В контексте этих кардинальных изменений в 1867 году принимаются «Положення про морехідні класи» и «Правила для проведення іспитів на звання шкіпера і штурмана». Именно эти нормативные акты в 1860-1870 гг. были положены в основу создания новой системы морских военных и торговых учебных заведений. Главной их задачей была подготовка квалифицированных кадров матросов и командующего состава судов дальнего и каботажного плавания. Эти задачи должны были решить мореходные классы, основанные в Олешках, Голой Пристани и Бериславе. Весомую роль в выборе мест для открытия классов сыграло то, что здесь существовали общества свободных матросов. При формировании экипажа предпочтение отдавалось лицам, которые закончили специальное учебное заведение (морские классы, школы, училища) и имели плавательный ценз на парусных или паровых судах.

История трех двухклассных мореходных школ, которые были созданы на Херсонщине в конце XIX - начале XX веков, родственная. Их объединяет не только географическое положение, но и общие цели и задачи.
Спасибо Александру Шумею за интересный рассказ и надеемся на новые встречи!







Вход