Сайт Информационно-библиографического отдела является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Гость | Войти
Версия для печати
Наш отдел > Наши друзья > Городской клуб любителей книги «Кобзарь» > Заседания клуба "Кобзарь" > Херсонский след в судьбе Николая Ремизова: из книги "Неизвестный Ре-Ми"

Херсонский след в судьбе Николая Ремизова: из книги "Неизвестный Ре-Ми"

09.01.2018 11:58

23 декабря состоялось последнее в 2017 году заседание  клуба любителей книги  «Кобзарь».

С докладом выступила Дьяченко Владислава Васильевна – заместитель директора Херсонского художественного музея имени А.А. Шовкуненко по научной работе, искусствовед. Она представила  библиофилам  очень интересное издание – книгу Ларисы Вульфиной  «Неизвестный Ре-Ми» (Москва, 2017), которую получила в дар от автора с благодарностью за оказанную помощь в подготовке этого издания.

Итак, все по порядку:

Автор книги Вульфина Лариса Борисовна – историк, принимала участие в реставрации первой категории редких старопечатных книг и древних рукописей в Нацинальной библиотеке Украины им. В.И. Вернадского, а затем в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины (Киев), является независимым исследователем по русской культуре в Америке, консультантом нью-йоркского аукциона “Shapiro Auctions” по вопросам русского искусства,  автор многих статей о русском культурном наследии за рубежом, в т.ч. автор Цикла статей о художниках-эмигрантах Н. Рерихе, В. Кандинском, В. Фалилееве, Е. Качуре-Фалилеевой, Г. Мясоедове, М. Кикоине, Х. Сутине, А. Авинове, С. Жуковском, И. Бразе, С. Смолянове, Н. Ремизове, а также об  архитекторах.

«Неизвестный Ре-Ми» ни кто иной, как Николай Ремизов – блестящий график, карикатурист, живописец, театральный декоратор и интерьерный дизайнер. 8 мая 2017 года исполнилось 130 лет со дня его рождения (1887–1975). Выход книги Ларисы Вульфиной в свет был приурочен к этой дате.

До 1917 года имя Николая Ремизова гремело на всю Россию. С 1908 по 1918 год он был ведущим художником-карикатуристом журналов «Стрекоза», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», автором сатирических рисунков на политические и бытовые темы, шаржей на деятелей российской культуры и искусства. Являлся одним из совладельцев «Нового Сатирикона» (наряду с Аверченко и художником Алексеем Радаковым). В 1917 году Николай Ремизов иллюстрировал сказку Чуковского «Крокодил», в которой впервые изобразил автора как персонажа произведения, а позже этот прием подхватят мультипликаторы.

В 1919 году Ремизов уехал из России во Францию, работал в ателье художественной рекламы «Лубок», сотрудничал с театром Н. Ф. Балиева «Летучая мышь»,  а затем эмигрировал из Франции в США.

Эмигрантский период жизни Ре-Ми его соотечественникам был почти неизвестен. До настоящего времени, т.е. до выхода в свет книги Ларисы Вульфиной  «Неизвестный Ре-Ми» (2017).

Эта книга знакомит читателя с биографией и работами блестящего графика, карикатуриста, живописца, театрального декоратора и интерьерного дизайнера. Богатый иллюстративный ряд издания включает графические и живописные работы Ремизова, редкие фотографии и документы из фондов зарубежных и российских архивов, музеев и частных коллекций. Значительная часть материалов предоставлена архивом Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Многие работы Ремизова публикуется впервые.

Благодаря этой книге начинаешь понимать, какую значительную роль в культурной жизни Америки прошлого столетия сыграл Николай Ремизов. Художник создавал иллюстрации к книгам, занимался живописью, интерьерным дизайном, архитектурным проектированием, был арт- директором и художником-постановщиком более тридцати (!) голливудских фильмов.

Ремизовы и Херсон

Портрет Н.В. Ремизова с женой. 1932-1933
Худ. Б. Григорьев

Откуда тянется «херсонский след» в биографии художника, какие произведения Николая Ремизова и его сестры Анны Ремизовой хранятся в фондах Херсонского художественного музея, кто из херсонцев знал Ремизовых лично – об этом шла речь на заседании клуба «Кобзарь».

Выяснилось, что жена Николая Ремизова – Софья Наумовна Карп (в первом замужестве – Меттер) родилась и выросла в Херсоне. В начале столетия она переехала в Петербург.

 

«У Софьи был брат и младшая сестра Клара. Отец Софьи Наум Яковлевич Карп, был счетоводом на херсонском заводе Исаака Гуревича, а мать – домохозяйка, погибла во время оккупации в 1941 году. Оба они были из мещан и сумели дать дочерям достойное образование. Девушки закончили женскую гимназию, Клара свободно владела тремя языками и стала педагогом, а Софья приняла решение учиться на дантиста. Желание отправиться для этого в Петербург вполне объяснимо: именно здесь в 1892 году была открыта первая самостоятельная кафедра одонтологии в России».

Портрет А.В. Ремизовой (Мисс)
Худ. Н.В. Ремизов
Холст, масло. Херсонский обласной художественный музей

В сентябре 1918 года Ремизовы покинули Петроград и пробирались всеми возможными путями на юг – через Курск, Ростов, Харьков, Николаев в Херсон, где жили родители Софьи. К концу года Ремизовы добрались до Херсона и нашли приют у местного художника, ученика А. Мурашко, Георгия Васильевича Курнакова, сохранившего о своих гостях самую добрую память. Со слов его друга М.А. Емельянова известно, что Ремизов пребывал у Курнаковых с сестрой – художницей Анной Владимировной Ремизовой (Васильевой). Возможно, Софья с сыном, подыскивая подходящее отдельное жилье, временно остановилась в доме родителей. О том, что в город приехал известный художник, сообщалось в херсонской газете «Родной край» 21 декабря 1918 (3 января 1919) года. А 30 декабря (12 января) в той же газете появилось объявление: «Художнику Ремизову Н.В. (Ре-ми) нужна одна или две светлые комнаты в центре города...». Пробыв в Херсоне почти год, накануне нового 1920 года Ремизов с женой уехали в Одессу, а оттуда – на корабле в Константинополь. Впереди их ждала новая жизнь.

________

По окончанию доклада, участники заседания подводили итоги прошедшего года, и, за чашкой чая, строили планы на будущее.







Вход