Сайт Информационно-библиографического отдела является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Гость | Войти
Версия для печати

В преддверии Нового Года все херсонцы, от мала до велика, в том числе и библиофилы, живут в ожидании приятных событий и радостных встреч. И как здорово, когда эти ожидания оправдываются.
Недавно члены клуба «Кобзарь» получили приглашение провести свое очередное заседание в стенах Херсонского художественного музея им. А. А. Шовкуненко. Инициатором встречи была Дьяченко Владислава Васильевна – заместитель директора музея по научной работе, искусствовед. Она выступила с докладом о творчестве Анны Владимировны Ремизовой (Васильевой) и представила альбом «Купидоновы забавы», хранящийся в фондах Херсонского художественного музея. Альбом издан под творческим псевдонимом художницы – Мисс, в 1913 году в Санкт-Петербурге. Сегодня эта книга является одним из редких памятников эпохи Серебряного века.

Мисс. Купидоновы проказы. – СПб.: Издание М.Г. Корнфельда, 1913. – [80] с.; 39 отдельных цветных и черно-белых силуэтов и иллюстраций с подписями (стихи, афоризмы). – 26,5х26 см.

Утонченный эротизм и легкий флер куртуазности придает альбому Мисс «Купидоновы проказы» особую прелесть; книга и сегодня представляет несомненный интерес для книжных графиков, театральных режиссеров, сценографов, художников по костюму, дизайнеров, искусствоведов.  Немного об авторе альбома:
Творчество Анны Владимировны Ремизовой-Васильевой (Мисс) приходится на конец XIX-начало XX века – время господства стиля модерн, расцвета искусства графики во всём мире. Она принадлежала к художественному объединению «Мир искусства» (1898-1924),  ставшему значительным явлением в русской культуре Серебряного века. Критик Сергей Маковский ещё в 1920-е годы дал объединению ёмкую характеристику: «Мир искусства» – целая эпоха декоративной выдумки, стилизма и лирического гротеска». А. В. Ремизова, как многие графики и художники «мирискусники», увлекалась стилизацией и импровизацией неповторимого шарма французского искусства 18-го века.  Она работала в русле модной в то время символической графики "blanc et noir" "будуарной" направленности, которая ведет свое происхождение от Обри Бердслея. Художнице были близки работы Константина Сомова, работавшего в российском варианте стиля модерн, воплощенном в произведениях мирискусников.
В рисунках и графике Мисс историчность костюмов и облик персонажей передается с легкой ностальгией по галантному 18-му веку. Изысканно-стилизованные галантные сценки в гареме, будуаре, саду подкупают ювелирной тонкостью рисунка. Но в каждом рисунке чувствуется ироничная улыбка художницы; кажется, что она просто забавляется утрированной изысканностью, подчеркнутой декоративностью изображения, перечислением мелких деталей.
Известно немного станковых произведений А. В. Ремизовой, основной её деятельностью была прикладная графика. Она работала вместе с братом – художником Н.В. Ремизовым (псевдоним Ре-Ми), в еженедельном сатирическом журнале «Сатирикон», печаталась в журналах «Новый Сатирикон», «Солнце России», «Столица и усадьба» и др. Один из немногих документов, в котором запечатлен образ художницы – это воспоминания секретаря редакции «Нового Сатирикона» Ефима Зозули «Сатириконцы» (1939):

«...Много работала в «Новом Сатириконе» его сестра, подписывавшая свои рисунки «Мисс». Она, несомненно, была менее даровита, но все же не лишена была своеобразного дарования. Почти в каждом номере брат (заведовавший художественным отделом) печатал какой-нибудь ее рисунок, почти не отличавшийся от предыдущего. Мучительное однообразие ее рисунков до такой степени было безнадежно, что на них не сердились. Жантильные дамы, занавески, сады, цветы, подушечно-вышивальные темы стиля XVIII века — вот весь круг ее возможностей. Но ее, как и брата, отличала глубочайшая добросовестность. Каждое кружевцо, локон, вазочка, туфелька были выписаны ею с максимальной старательностью и – всегда – одинаковой, никогда не утолщающейся — чистенькой бескровной линией. И к этому привыкли. «Рис. Мисс». Иногда к ее рисунку, если он изображал даму с кавалером, придумывали какую-нибудь амурную подпись. Чаще рисунки шли без подписей: «Рис. Мисс». И все. Рисунки ее не бросались в глаза. Часто они являлись заставками, виньетками, концовками. За все время моей работы в «Новом Сатириконе» я не слышал от нее ни слова. И не слышал, чтобы она говорила с кем-нибудь, хотя в редакцию она иногда заходила. Высокая, как брат, очень некрасивая, застенчивая, беспричинно, вероятно, исключительно из застенчивости улыбающаяся, она незаметно появлялась где-нибудь в уголочке и так же незаметно исчезала...».
Читая эти строки, следует помнить, что все мемуары носят отпечаток субъективного восприятия. А если их автор еще и не большой ценитель художественного мастерства…
Говоря о Ремизовой А.В. и ее работах, знаток и ценитель русской графики Э. Ф. Голлербах утверждал: «…глядя на работы, выполненные с точным знанием анатомии и законов композиции, можно с уверенностью сказать, что она получила профессиональное художественное образование…».
Сведений о жизни Мисс очень мало. Реконструкцией творческой биографии А. В. Ремизовой никто не занимался. Однако есть точные сведения о том, что какое-то время художница и ее брат жили в Херсоне, дружили с херсонским художником Г.В. Курнаковым. Из воспоминаний Емельянова М.А. о Г.В. Курнакове:
«…В период творческой деятельности Г. В. Курнакова состоялась встреча с двумя московскими художниками Н. В. Ремизовым (Ре-Ми) и его сестрой А. В. Ремизовой (Мисс). Оба они были примерно одного возраста с Георгием Васильевичем. Проявили себя особо в области карикатур и рисунков. Начиная с 1907 года сотрудничали в сатирических журналах – сперва в «Стрекозе», затем в «Сатириконе».
В 20-е годы из-за материальных трудностей покинули столицу. Чтобы как-то пережить это время, выехали на Украину. Так они оказались в Херсоне. Здесь и встретились с Г. В. Курнаковым. Он по существу и приютил их. По манере письма они были, по сравнению с Георгием Васильевичем, разными художниками, но по взглядам, культуре у них было много общего. Сколько дней они прожили в нашем городе, неизвестно. По словам Г. В. Курнакова, А. В. Ремизова с течением времени заболела инфекционной болезнью, спасти не удалось, она умерла. Что касается ее брата Н. В. Ремизова, то через некоторое время он выехал из Херсона. Дальнейшие следы его затерялись.
Георгий Васильевич о Ремизовых сохранил добрую память. В его коллекции произведений художников были и их работы. Это портрет художницы Мисс и портрет брата, написанные Н. В. Ремизовым (Ре-Ми) и большая подборка рисунков А. В. Ремизовой (Мисс). Все это хранится в настоящее время в Херсонском художественном музее имени А. Шовкуненко.
Некоторые рисунки Мисс Г. В. Курнаков подарил мне. Со временем меня заинтересовало творчество этой художницы, и я начал собирать о ней материалы. Оказалось, помимо публикации ее рисунков в сатирических журналах, в 1913 году в Санкт- Петербурге был издан альбом Мисс под названием «Купидоновы проказы». Этот альбом я приобрел в одном из букинистических магазинов Киева…».
Вот так альбом Мисс «Купидоновы забавы» попал к Михаилу Андреевичу Емельянову. А недавно он подарил эту ценнейшую книгу Художественному музею.
После интереснейшего доклада Влады Васильевны, библиофилы с не меньшим удовольствием выслушали краеведа Дьяченко Сергея Андреевича. Он рассказал о малоизвестных страницах жизни Джона Говарда, поделился впечатлениями от посещения наследственного имения Говарда – Кардингтона близ Бедфорда, в котором филантроп прожил лучшие годы своей жизни, продемонстрировал редкие фотографии, связанные с жизнью и деятельностью Говарда. Сергей Андреевич также представил книгу «The Curious Mr Howard» («Этот странный мистер Говард») (2011), подаренную ему автором –   британской писательницей Тессой Вест.
И если бы не воинственно настроенные смотрительницы музея (мечтающие в субботний предпраздничный день уйти с работы пораньше), мы бы еще сидели и сидели, слушали и слушали удивительные рассказы Сергея Андреевича…



Вход