Сайт Информационно-библиографического отдела является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Новости
18.10.2018 13:24

Один в трех лицах: Анатолий Кичинский - поэт, художник, музыкант
Есть в Украине книжное издательство с причудливым названием...

17.10.2018 12:26

Фитобар: место встречи изменить нельзя!
Фитобар «Калинки-малинки» в очередной раз...

17.10.2018 06:32

И снова вместе : 501-е заседание городского клуба книголюбов "Кобзарь"
6 октября 2018 г. состоялось  501-е, первое в...



Галерея


Гость | Войти
Версия для печати
Новости > Почта как свидетель эпохи: заседание клуба "Дивослово", посвящённое Всемирному дню почты

Почта как свидетель эпохи: заседание клуба "Дивослово", посвящённое Всемирному дню почты

11.10.2018 08:43

9 октября 1970 года по инициативе ООН начали отмечать международный праздник, который сначала называли Днем Всемирного почтового союза, а с 1984 года его официально назвали «Всемирным днем ​​почты».

Почта – не просто средство доставки посланий из одного места в другое. Она является настоящим свидетелем эпохи, отражением жизни человечества, достижений науки и техники. Почта объединяет людей, страны, континенты. Вспомним, например, о марках – «визитных карточках» государств, мини-энциклопедии, об их развитии, истории, географии, культуре, творческое и научное наследие, сюжеты произведений искусства, флору и фауну..

История почты не менее интересна и занимательна, чем история человечества. Поэтому неудивительно, что эта тема очень заинтересовала участников клуба «Дивослово», заседания которого проводятся в рамках реализации проекта «Говорімо українською. Читаймо українське!», который поддерживает «Украинский культурный фонд».

На заседании «Почта как свидетель эпохи» мы знакомились с историческими истоками почтовой связи, особое внимание уделили истории голубиной почты. А еще – читали образцы частной переписки известных украинских деятелей – Тараса Шевченка к своему брату Никите, Леси Украинки к Сергею Мержинскому.
В конце мероприятия мы напомнили себе о важности писать письма родным, друзьям, прочитав поэзию Лины Костенко:

Пишіть листи і надсилайте вчасно,
Коли їх ждуть далекі адресати,
Коли є час, коли немає часу,
І коли навіть ні про що писати.
Пишіть про те, що ви живі-здорові,
Не говоріть, чого ви так мовчали.
Не треба слів, навіщо бандеролі?
Ау! – і все, крізь роки і печалі.

Предлагаем всем желающим познакомиться с историей почты, которая действительно всегда была и является свидетелем истории.
…………..

Еще в Ассирии, Персии, Египте, Древнем Риме была налажена эстафетная связь с помощью конных и пеших посланцев. В Греции для передачи сообщений существовали пешие курьеры. Самым известным из них был Филиппид, который, согласно пересказам Плутарха, 490 г. до н. е. передал устное послание о победе в битве при Марафоне в Афины и умер от истощения. Этот пробег был первым марафоном в истории.
В XI-XII вв. в Англии и Испании широко пользовались услугами городских гонцов. Около 400 лет (до 1867) в Западной Европе с городской почтой конкурировала частная, в XV-XVII вв. во Франции, Швеции и других странах была централизованная королевская почта. Почтовый обмен оживился в середине XIX в. – с введением единого тарифа оплаты, изобретением почтовой марки, штемпельных конвертов (с заранее нанесенным знаком оплаты).

Первые примеры отечественной почты восходят еще к периоду Киевской Руси. Хроника ее летописи относится к 852 г. Уже в 885 г. в летописях все чаще появляются слова «послать весть». О первых гонцах, которые отправлялись с сообщениями на Руси, есть упоминание в «Повести временных лет»: «..послал Олег к Радомичам, спрашивая..». До нас дошли не только старинные официальные грамоты, которые доставлялись к окраинам государства, но и письма личного плана – всемирно известные берестяные грамоты.

В 984 г. во времена князя Владимира Великого население Киевской Руси, которое проживало около проезжих дорог и рек, облагалось особой повинностью – «повозом». Заключалась она в том, что по первому требованию посланцев должны были предоставлять лошадей, корм (фураж), телеги, а также доставлять князю дань.

В X в. движение вестников становится более интенсивным. Благодаря этому появляется возможность быстрее собирать воевод и старейшин для обороны государства от нападения врагов. Вестники направлялись также в Византию, Болгарию и другие европейские страны. Ими обычно назначались княжеские слуги-отроки. В особо важных случаях эту роль выполнял дружинник.
С X в. в Киевской Руси зарождается натуральная повинность – повоз, по условиям которой население доставляло в конкретное место определенными путями грузы и княжеских вестников. В 1266 г. повозы упоминаются в первом дошедшем до нас соглашении между Новгородом и тверским князем Ярославом Ярославичем. К X в. относятся и красные щиты, которые носили военные вестники. Такой щит оказывал его владельцу право преимущества при получении средств передвижения и ночевки.

Более 500 берестяных грамот и множество приборов для выдавливания букв на бересте извлекли археологи из раскопок в Новгороде. Эти находки подтверждают не только высокую грамотность новгородцев, но и существование хорошо организованной почтовой связи.

На смену стихийно действующему повозу  в XIII в. пришла ямская гоньба. Взгляды историков на источник происхождения названия «ямская» разнятся. Одни утверждают, что она происходит от татарского слова «ям», что означает дорога, другие – от слова «емлю», то есть – беру. Впоследствии почтовую станцию ​​с лошадьми для перевозки людей стали называть ямом. А тех, кто занимался перевозкой, – ямщиками. Ямская почта стала натуральной повинностью населения по перевозке грузов и письменной корреспонденции. На главных направлениях располагались станции – ямские дворы, где находились ямщики с повозками. Они доставляли курьеров от своей до следующей станции. Украинские и российские ямщики не уступали в скорости европейским, преодолевая по сплошному бездорожью до 150 км в сутки.

Ямской приказ – один из важнейших правительственных заведений средневековой России. Он ведал всеми транспортными средствами государства, устраивал ямы (почтовые станции), выдавал подорожние, рассчитывался с ямщиками за гоньбу. Во главе Ямского приказа стояло много известных людей того времени. Так, в двадцатых годах XVII в. им руководил знаменитый военачальник Д.М. Пожарский. Рабочий день в приказе длился 10-12 часов.

Правила оформления отправлений в старину отличались от современных. На листах от руки делались отметки о времени приема. Затем корреспонденция заворачивалась в плотную бумагу и перевязывалась веревкой. Выходил, как тогда говорили, «святок». Кипы писем и почтовых сумок опечатывались сургучной печатью. Российские почтовые печати появились на рубеже XVII-XVIII вв. Сначала они применялись в Москве, Пскове и Новгороде. Одна из печатей, дошедшая до нас, является круглым отпечатком на красном сургуче диаметром 26 мм. Текст расположен в 3 строки: «ПОЧТА-СМОСКВЫ-ВПОЛКИ». Почтовые тройки появились в 80-х годах XVIII в. Первые из них помчались Петербурга в Нарву. В конце XVII – нач. XVIII в. уже действовали первые почтамты и почтовые конторы, в частности в Киеве в конце 20-х годов XVIII в. функционировал почтовый двор (почтовая станция). В 1913 г. общее количество предприятий связи в России составляло 11 тыс, в т. ч. в Украине – 1065. Техническая оснащенность их была низкой: почтовые отправления обрабатывали вручную, значительную часть их перевозили гужевым транспортом.

В СССР почтовая связь превратилась в важную часть единой комплексной связи. Создана разветвленная система почтовых предприятий: почтамтов, отделений связи, городских и районных узлов связи, отделений перевозки почты. На них (в зависимости от назначения) почтовые отправления принимают, обрабатывают (сортируют, готовят к отправке), после чего доставляют и вручают адресатам. Рядом с железнодорожным, водным и автомобильным для почтовых нужд используют (с 1922) и воздушный транспорт.

Первые письма, как известно из курса истории, писали клинописью на глиняных табличках люди, населявшие древнюю Ассирию и Вавилон. Это знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры использовали то, что можно назвать предшественником конверта. После обжига табличку с текстом письма покрывали слоем глины, на котором писали адрес получателя. Затем таблички снова выжигались. В результате выделения водяных паров при повторном обжиге в табличках-«письмо» и табличках-«конверт» верхний слой разбивали и читали нижний. Так в те далекие времена обеспечивалась тайна переписки. До наших дней дошло два таких «письма», которые вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

Идея создания бумажного пакета для писем возникла, можно сказать, случайно. Однажды владелец бумажного магазина в английском городе Брайтоне мистер Бревер задумал к Рождеству обновить витрины. В последнее время ему не очень везло в торговле. Надо было как-то привлечь покупателей. Вот и решил построить бумажную пирамиду. Внизу положил наиболее крупные листы, предназначенные для печатания газет, внутри меньше, а вверху – маленькие, размером не более визитной карточки.

Изобретательность мистера Бревера не осталась незамеченной: о бумажной пирамиде заговорил весь Брайтон. У витрины постоянно толпились зеваки. Особым вниманием пользовались маленькие письма на верхушке пирамиды. Именно они и обеспечили изобретателю успех в торговом деле, а потом и славу. И вот почему. Раньше брайтонци писали письма на бумаге разного формата. Однако после выставки в бумажном магазине стало модным пользоваться для переписки бумагой формата визитной карточки. Мода находила все больше поклонников, хотя «визитки» были не совсем удобны, так как их полагалось еще складывать в виде пакетика, чистая сторона которого предназначалась для адреса.

И тогда Бреверу пришла в голову гениальная идея. Он сделал небольшую партию специальных пакетов и раздал как бесплатное приложение к купленной у него бумаге. Новинка понравилась. Теперь уже все отправляли письма непременно в «пакетах мистера Бревера». Предчувствуя большой успех, торговец поручил изготовление почтовых пакетов двенадцати специальным предприятиям И даже сконструировал машину для этого. Это было в 1820 г. А чуть позже «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» – от английского слова «to cover» (закрывать). Через несколько десятилетий идея предварительного проклеивания одного из клапанов конверта пришла в голову француза Пуарье. Для этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.

Вообще настоящие законодатели моды в почтовом деле – англичане. В конце XIX в. именно они стали использовать разноцветную почтовую бумагу, цвет которой должен соответствовать тому или иному дню недели. Монограммы в верхнем левом углу делались очень маленькими или вообще не делались, зато высшим шиком считалось запечатывание листа белым сургучом.

Стимулом к ​​появлению первой иллюстрированной почтовой карточки стали, как ни странно, события франко-прусской войны 1870-1871 гг. Для солдат и офицеров почтовые карточки были очень удобной формой переписки, а некоторые их даже украшали различными рисунками. Некоторые историки утверждают, что именно этот факт предшествовал появлению официальной иллюстрированной почтовой карточки. Разумеется, сейчас трудно установить точную дату, место ее появления и первого автора. Французские филателисты считают, что это был книторговець Леон Беснард из Бретани. Заметив, что солдаты украшают карточки рисунками, он заказал в типографии в Ренне первые французские иллюстрированные карточки. В то же время немецкие филателисты уверены, что создателем первой иллюстрированной карточки был книготорговец А. Шварц из Ольденбурга. 16 июля 1870 годп (день мобилизации германской армии против Франции) он выслал официальный почтовый бланк некотором Б. Брауну в Магдебург и украсил его в верхнем левом углу адресной стороны рисунком гренадера и словом «Моbile». В 1875 г. Шварц вернулся к своей идее и издал 50 иллюстрированных открыток. Он описал эти факты и поместил репродукцию своей первой открытки в 1900 г. в филателистическом журнале.

В апреля 1965 года на страницах швейцарского журнала «Марочная газета» югославский теоретик филателии Мирко Вернер писал, что создателем первой иллюстрированной карточки был серб Петар Манойлович, офицер австро-угорской армии, служивший 1870 в Вене. Именно ему пришла в голову идея выпустить иллюстрированную открытку, что он и сделал вместе с редакцией сербского журнала "Zmaj" ("Дракон"), который выходил тогда в Вене. На открытках был изображен дракон, держащий в когтях бумажную ленту, на которой можно было написать адрес, а также нарисованы характерные виды Москвы и Стамбула (купола церквей и мечетей), поезд и пароход с гербом тогдашнего королевства Сербии. Карточки были напечатаны венской типографией Вальдхейма. По мнению М. Вернера, в конце 1870 году они использовались для постоянной переписки редакции, а единственный сохранившийся экземпляр отправили из Вены в Сомбор (Югославия) 19 мая 1871.

Ежегодно 9 октября мировое почтовое сообщество отмечает Всемирный День почты в честь исторической даты 9 октября 1874, когда было заключено Бернское Соглашение, которое основало Всемирный почтовый союз (ВПС) со штаб-квартирой в столице Швейцарской Конфедерации м. Берне, при участии делегатов из 22 стран Европы, Северной Америки и Египта.

Всемирный почтовый союз (ВПС) является специализированным агентством Организации Объединенных Наций, которое регулирует предоставление универсальной почтовой службы. Страны-члены ВПС (191 страна), в том числе и Украина, вошедшая в состав ВВС еще 1947 г., на XII конгрессе Всемирного почтового союза (ВПС) в Париже, формируют крупнейшую сеть доставки в мире. 5 млн. почтовых работников всего мира ежегодно обрабатывают и доставляют около 430 млрд. внутренних почтовых отправлений, почти 6 млрд. международных отправлений, более 5,4 млрд. простых посылок.

ВВС обеспечивает странам и гражданам право на единую почтовую теорию, отрабатывает единую технологию сбора, приема, обработки и доставки почты, внедряет единые стандарты качества, предоставляет рекомендации относительно тарифов, разрабатывает стратегию развития почты и распространяет новые технологии.

Советуем почитать книги и журналы о истории почты, которые есть у нас в библиотеке:

  1. Арлазоров М. С. Вам письмо! Из истории мировой почты / М. С. Арлазоров. – М. : Сов. Россия. – 1966. – 230 с.
  2. Беличенко П. Путь письма и газети / П. Беличенко. – М. : Связьиздат, 1950. – 41 с.
  3. Булгак О. В. Свідок епох: до Всесвітнього дня пошти / О. В. Булгак // Календар знаменних і пам'ятних дат. – 2007. – № 4. – С. 38-44.
  4. Гайдук С. Козацькі листоноші / С. Гайдук // Берегиня. – 2007. – № 4. – С. 83-85.
  5. Транспорт и связь СССР: Стат. сб. / Гос ком. СССР по статистик, Информ.-изд. центр. – М. : Финансы и статистика, 1990. – 239 с.
  6. Щеглюк М. Про найдавнішу пошту в Україні / М. Щеглюк // Дзвін. – 2008. – № 1. – С. 114-127.

Пример почтовой карточки (на украинском языке)
Почтовая карточка (на украинском языке) 3 коп. "Красноармеец" (выпуск 1926 г.)
Прошла почту в 1926 г. из г. Херсон в г. Одесса.
Интересное письмо.
Адресовано Бродской.
Двуязычные штемпеля.







Вход