Сайт Інформаційно-бібліографічного відділу є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
20.06.2017 11:30

Пізнаємо рідну історію разом!
Теплим та насиченим виявилося інтегроване засідання...

19.06.2017 12:50

"З щирістю шануймо українську мову!": Випускний – 2017
Чи люблять херсонці рідну мову? Як показує досвід,...

14.06.2017 12:10

Кліовці на Католицькій, або Вивчаємо вулиці старого Херсона
Літо – чудова пора для неспішних прогулянок вулицями...



Галерея


Гість | Увійти
Версія для друку

Домашняя библиотека и семейное чтение

Вот я уже
Дорос до лета,
Я прожил дней –
Не сосчитать.

Теперь я знаю:
Счастье – это
Приткнуться к маме
и читать!

Михаил Яснов
 

В последние десятилетия для человечества в целом всё более характерным становится рационализм, подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционально-эстетического развития личности простой информированностью. Как следствие, растёт и углубляется отчуждение членов общества от культурных ценностей и установок. Многие исследования свидетельствуют о том, что всё меньшее количество людей, особенно молодых, углублённо интересуются художественной классической литературой и культурой вообще.
Известно, что чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. По мнению М. Е. Добрыниной , «чтение книжного текста – совершенно особый вид деятельности, относящийся к одному из оптимальных средств формирования Человека в человека, ибо синкретично воздействует на его ум, чувства, волю, развивает воссоздающее воображение».
Чтение способствует формированию социально более ценного человека, более развитого, причём воспитать такого человека можно только с самых молодых лет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению, и здесь значение домашних библиотек невозможно переоценить. Именно благодаря им в семье имеется возможность воспитывать любовь к книге, формировать потребность в чтении как одной из главнейших в жизни человека
Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое  – об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины...
Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. Д. И. Фонвизин вспоминал: «Однажды отец мой, собрав всех своих младенцев, стал рассказывать нам историю Иосифа Прекрасного. В рассказывании его не было никакого украшения; но как повесть сама собою есть весьма трогательная, то весьма скоро навернулись слёзы на мои глаза. Потом начал я рыдать неутешно. Иосиф, проданный своими братьями, растерзал моё сердце, и я, не могши остановить рыдания моего, оробел, думая, что слёзы мои почтены будут знаком моей глупости. Отец мой спросил меня, о чём я так рыдаю. „У меня разболелся зуб", – ответил я. Итак, отвели меня в мою комнату и начали лечить мой здоровый зуб. „Батюшка, говорю я, – я всклепал на себя зубную болезнь", а плакал я оттого, что мне жаль стало бедного Иосифа. Отец похвалил мою чувствительность и хотел знать, для чего я тотчас не сказал ему правду. „Я постыдился, – отвечал я, – да и побоялся чтобы вы не перестали рассказывать истории". „Я её, конечно, доскажу тебе", – говорил отец мой. И, действительно, через несколько дней он сдержал своё слово и видел новый опыт моей чувствительности».
Подобные вечера семейного чтения были замечательным явлением в русских традициях. Атмосферу таких вечеров И. Бестужев-Лада описывает так: «...Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства – чаще, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, – читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Такие вечера проходили бурно, оживлённо, каждый, кто хотел, мог критиковать, кто хотел – мог начать читать сам, роли могли меняться: никто не оставался в стороне, активное участие принимали все члены семьи. «Идёт великий процесс духовного сплочения семьи, сплетения тех незримых нитей духовной близости, которые посильнее всяких формальных связей и даже экономических интересов».
Особый этап и расширение традиций семейного чтения начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина, чутко улавливавшая общественные настроения и потребности. Петровская эпоха потребовала от женщин грамотности (уже Д. И. Фонвизин представлял неграмотную женщину в качестве сатирического образа), появилась неофициальная, отделённая от государства художественная литература, которая служила способом проведения досуга. Вскоре художественная литература «завоёвывает место духовного руководителя, ...делается голосом идей, сначала независимых, а потом – прямо оппозиционных. ...Домашние библиотеки женщин конца XVIII – начала XIX в. сформировали облик людей 1812 г. и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х годов взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX века».
В это же время в Россию из Европы проникают идеи романтизма, стремление к естественности нравов, свободе, красоте, что оказало огромное влияние на семью, её ценности и, прежде всего, на уважение к ребенку. Благодаря этим веяниям складывается особый мир детства, в котором ребенку начинают рано читать. «Женский мир был неотделим от детского, и женщина-читательница породила ребенка-читателя. Чтение книг вслух, а затем самостоятельная детская библиотека – таков путь, но которому пройдут будущие литераторы, воины и политики». Многие из знаменитых людей были обязаны своими успехами произведениям народного творчества, раннему знакомству с лучшими произведениями мировой литературы. Об этом вспоминали С. Т. Аксаков, А. И. Герцен, М. Горький, А. Н. Толстой, К. Паустовский, С. Маршак, К. Чуковский и многие другие.
Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы дает Ирина Грекова (псевдоним отечественной писательницы Е. С. Вельцман). Она пишет, что в детстве было всякое: и горе, и бедность, и голод, «но праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Се¬мейные чтения были ежедневными: «...Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу... и начинал читать». Это было систематическое чтение – чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно. ...Даже в тяжелые времена гражданской войны, голодного и холодного „военного коммунизма" вечернее чтение не отменялось. ...Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».
В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду. Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов.
–  Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
–  Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие несформированности её с раннего детства.
–  Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием, – самое творческое время развития речи ребенка...».
– Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребёнка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
–  Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребёнка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
–  Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
–  Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребёнка и управлять им.
–  Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создаёт почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
–  Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. Совместную читательскую деятельность можно представить как состоящую из четырех блоков.
Первый блок – это круг чтения, который очерчивается следующими аспектами:
– чтение книг, основанное на одинаковых интересах;
– чтение литературы, специально изданной для совместного чтения;
– чтение любимых родителями книг;
– чтение детской литературы.
Ко второму блоку относится собственно процесс чтения, который можно разделить на следующие этапы:
– подготовительный этап;
– смысловое восприятие прочитанного.
Третий блок – обсуждение прочитанного – формируется из бесед о прочитанном и различного рода пересказов текста, а также повторного чтения. Такое повторное чтение, по словам Януша Корчака, «как одна и таже повторяющаяся сказка, словно соната, словно любимый сонет, словно скульптура, без которой день не в день, сер и бесцветен». Повторное чтение выполняет еще одну функцию: в памяти ребенка откладывается не столько беседа, сколько текст художественного произведения.
Четвёртый блок – это так называемое «послечтение», когда происходит оценка прочитанного, обогащение восприятия художественного произведения. Всё это проявляется в различных видах творчества: декламации, инсценировках, рисунках, лепке и т. п.
Правильные взаимоотношения человека с книгой закладываются в семье. Уровень читательского развития, качество читательских предпочтений напрямую зависят от того образа и стиля общения с книгой, которые формируются в семье. Процесс семейного чтения – это комплексная система, где всё взаимосвязано и где невозможно выделить главные или второстепенные элементы.

1. Бестужев-Лада И. Окно в мир: размышления социолога о необходимости традиций семейного чтения вслух // Библиотекарь. – 1986. – № 3. – С. 40.
2. Грекова И. Детство и слово // Детская литература. – 1988. – № 1. – С. 31.
3. Добрынина М. Е. По ступеням культуры чтения // Библиотековедение. – 2000. – № 3. – С. 51,
4. Лотман Ю. М. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). – СПб.: Искусство СПб., 1994. – С. 49-50.
5. Фонвизин Д. И. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях // Собр. соч.: в 2-х т. / Фонвизин Д. И. – М.; Л., 1959. – Т. 2. – С. 86.
6. Чуковский К. И. От двух до пяти. – СПб.: Лимбус-Пресс, 2000. – С. 95.

Домашняя библиотека / авт.-сост. Н. Абу-эль-Хасан, В. А. Бородина, А. Н. Ванеев и др., под общ. ред. В. С. Крейденко. – СПб. : Профессия, 2002. – С. 174-179.
 

Напишіть свій коментар
Ваше ім'я
E-mail (не буде опублікований)
* Текст повідомлення

Вхід