Сайт Інформаційно-бібліографічного відділу є частиною бібліотечного порталу lib.kherson.ua
Новини
20.06.2017 11:30

Пізнаємо рідну історію разом!
Теплим та насиченим виявилося інтегроване засідання...

19.06.2017 12:50

"З щирістю шануймо українську мову!": Випускний – 2017
Чи люблять херсонці рідну мову? Як показує досвід,...

14.06.2017 12:10

Кліовці на Католицькій, або Вивчаємо вулиці старого Херсона
Літо – чудова пора для неспішних прогулянок вулицями...



Галерея


Гість | Увійти
Версія для друку
Бібліографічний всеобуч > Професія - бібліограф > Лопатина Н. В. Профессия библиографа в период информатизации

Профессия библиографа в период информатизации

Падает ли престиж профессии библиографа в современном обществе? Есть у нее будущее в условиях информатизации библиотек? Разговор по этой важнейшей сегодня проблеме, начатый в первом номере нашего журнала, продолжает старший преподаватель кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного университета культуры, кандидат педагогических наук Наталья Викторовна Лопатина.

История информационного развития общества связана с эволюцией отношений человека и информации: от трансляции мысли и чувства с помощью жестов и нечленораздельного произнесения звуков в каменном веке до современного информационного общества, в котором каждому его индивидууму может быть доступно все разнообразие мировых информационных ресурсов вне зависимости от территориальных и временных рамок. Обозначая лишь контурно этот путь человека, попытаемся заглянуть в будущее информационных коммуникаций.
Наши представления об информационном обществе базируются на смелых фантазиях и на научно обоснованных прогнозах. Современная наука обращает внимание на то, что глобальная информатизация может вызывать как положительные, так и отрицательные последствия, поэтому, говоря о перспективах, следовало бы задуматься о необходимости создания системы социально-гуманистического управления информационным обществом.
Среди прогнозов социальных изменений, ожидаемых в эпоху информатизации, существует и такая точка зрения, что информатизация уменьшает разнообразие профессий, сглаживает их различия. Однако, реальность пока этого не подтверждает и даже напротив: инновации в информационной сфере выводят на рынок труда все новые профессии. Естественно, возникает вопрос - все ли из них будут жизнеспособны и востребованы в XXI в.?
Подобный вопрос не может не занимать и библиографов - представителей одной из старейших информационных профессий. Несколько лет назад библиография как область профессиональной деятельности на короткое время привлекла к себе общественное внимание. Сегодня же ситуация обратная - создается впечатление, что профессия библиографа вовсе не замечается обществом. Так в чем причина? Не является ли это следствием информатизации, грозящей изменить статус библиографии и самого библиографа?
Причин, на наш взгляд, по крайней мере три: идеологическая, институционально-экономическая и технологическая. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и вытекают из общих закономерностей развития общества, его политического и экономического устройства, культурных устоев. Полагаем, что падение престижа профессии библиографа нельзя объяснить только сложностями развития данной области деятельности в связи с изменением экономической ситуации. Конечно, общественное мнение складывается под воздействием комплекса факторов, которые подробнее мы рассмотрим ниже, но надо заметить, что, хотя общественные оценки не всегда адекватны реальности, их изменение все-таки побуждает критически оценить свою деятельность и искать в ней новые возможности.
На отрицательное отношение к профессии библиографа повлияли те политические и культурные  преобразования, которые переживала Россия периода перестройки. Бурный поток информации - политической, публицистической, художественной, ранее не известной, закрытой от общества, вызвал настоящий информационный кризис, породивший отношение к профессии библиографа как к мало понятной, связанной с искусственным созданием информационного дефицита, с политикой идеологического давления в выборе культурных ценностей. Информационным работникам, в том числе и библиографам, вменялся в вину тот факт, что интересная, волнующая, актуальная информация на протяжении многих лет была преобладающей части населения недоступна.
Катализатором таких настроений невольно стали средства массовой информации. Общество в целом и каждый отдельный человек - носитель информационной культуры, сформированной в условиях тоталитаризма и "железного занавеса", в конце 1980-х - начале 1990-х гг. испытывали необыкновенное доверие к средствам массовой информации, благодаря оперативности которых можно было получить ответы на интересовавшие долгие годы вопросы. Появившиеся на этом фоне публикации сторонников демократических направлений культуры и просвещения, содержали нападки на библиографию, которая оценивалась ими как пережиток чрезмерно идеологизированной системы распространения информации. Они-то и нашли отклик в общественном сознании - профессия библиографа отождествлялась с профессией цензора, ставящего барьеры на пути от создателя информации к ее потребителям. Неприятие, прежде всего рекомендательной (популярной) библиографии, распространилось в обыденном сознании на все другие ее виды и в целом на профессию библиографа.
Идеологические причины, безусловно, сыграли свою роль в утверждении неблагоприятного отношения общественности к профессии библиографа, но теперь они уже достояние истории библиографии, хотя некие отзвуки информационного кризиса 1980-х годов, имеющего под собой социально-политическую основу, слышны и по сей день. Но не эта причина определяет сегодня общественную оценку профессии библиографа. В условиях информатизации библиографы не соответствуют общественному идеалу прежде всего потому, что не вооружены новыми компьютерными и информационными технологиями.
Институциональные причины занимают особое место в комплексе явлений, определяющих положение профессии библиографа в обществе периода информатизации. О специфике институциональной оформленности библиографии писали не раз. Однако в нашем случае "блуждающий" характер библиографической деятельности рассматривается сквозь призму современной информационной культуры широких кругов потребителей, которым свойственно в основном непонимание функций библиографии в нынешней информационной среде. Ведь потребитель не видит самого библиографа, зачастую не знает какой информационный продукт тот производит, поскольку получает его в готовом виде и опосредованно. Но курьезность ситуации в том, что декларативно отрицая общественную необходимость профессии библиографа, расценивая ее как балласт в экономической ситуации, широкая аудитория потребителей в то же время с интересом и одобрением воспринимает библиографическую продукцию. Достаточно назвать оригинальные библиографические пособия - энциклопедии ("Зарубежный детектив XX в.", "Панорама веков", "Судьбы поэтов серебряного века" и др.), дайджесты и обзоры деловой информации, аннотированные телевизионные и театральные программы (в том числе периодические издания типа "ТВ-парк", "Семь дней" и т. д.), книготорговые каталоги и виртуальные книжные магазины, каталоги сайтов глобальных информационных сетей. Возможно, не все создатели подобной библиографической продукции осознают ее профессиональную сущность и не вычленяют библиографические компоненты в своем труде, что свидетельствует в данном случае о недостаточно высоком уровне информационной культуры не только широких кругов потребителей информации, но и ее производителей.
Подытоживая сказанное, хотим еще раз подчеркнуть, что положение в обществе любой информационной профессии (в нашей статье - библиографа) зависит от развития его информационной культуры. Дисбаланс между уровнем информационной культуры общества и современным состоянием библиографической деятельности и определяет, на наш взгляд, непопулярность профессии библиографа.
Разрешимо ли это противоречие? По-видимому, да, хотя не стоит ожидать скорых результатов или коренных перемен. Однако, здесь велика роль самого библиографа, который, с одной стороны, может активно и целенаправленно влиять на информационную культуру широкой аудитории, используя новые формы пропаганды библиотечно-библиографических знаний, наполняя их современным содержанием. С другой стороны, библиограф обязан адаптироваться к эпохе информатизации, а именно: учитывать новые технологические предпочтения и привычки потребителей информации, использовать современные технологии для создания и распространения библиографической продукции.
Следует еще раз подчеркнуть, что нынешняя слабая технологическая оснащенность - одна из главных причин "непопулярности" библиографии и профессии библиографа на сегодняшний день. Взгляд общественности на компьютер за последнее пятилетие решительно изменился. В профессиональной и непрофессиональной деятельности пользователей персональный компьютер сегодня оттесняет другие источники информации. Способна ли библиография органично вписаться в новую ситуацию? Несомненно, если библиографы не будут видеть в компьютеризации угрозу падения духовной культуры, а сумеют воспользоваться ее широкими возможностями для воплощения давно зревших в недрах библиографии, но не реализованных еще идей.
Надо сказать, что сегодня уже достаточно успешно осуществляется переход к подготовке электронных аналогов печатных библиографических пособий, реферативной, обзорной и экспресс-информации. Хуже пока обстоят дела в сфере рекомендательной библиографии. Вместе с тем использование информационных и компьютерных технологий предопределено ее образовательными, просветительскими функциями. Использование при подготовке рекомендательно-библиографических пособий гипертекстовых мультимедийных технологий открывает больше возможности и перед библиографом, и перед пользователем. Отдельные элементы уже давно и плодотворно используются в традиционных библиографических пособиях, например, многочисленные и очень интересные связи между отдельными элементами и гипертекстовые фрагменты в библиографических энциклопедиях. Компьютерные технологии дают возможность устанавливать множество ассоциативных связей, соединять звук, изображение, видеофрагменты. Подобные информационные продукты отвечают естественному пути познания, моделируют различные стратегии поведения в мире информации и знания. С другой стороны, занимательные моменты делают электронные аналоги библиографических энциклопедий привлекательными для пользователей, вовсе не знакомых с библиографией. Сегодня уже существуют теоретические и методические основы, опыт построения подобных баз данных и в России, и за рубежом. От современного библиографа требуется мобилизовать весь свой творческий потенциал, по-новому воспринимать компьютер, быть более инициативным. Переход библиографии на новый технологический уровень, в большей степени отвечающий потребностям эпохи информатизации, не только повышает престиж профессии библиографа, но и позволяет решать финансовые проблемы библиотек, поскольку подобные продукты могут приносить неплохой доход.
Однако общественное отношение к профессии библиографа - это, безусловно, не единственный фактор, определяющий ее настоящее и будущее. Естественная динамика профессиональной среды также оказывает влияние на реалии и перспективы библиографической профессии в информационной сфере.
Информационная сфера, которая ранее рассматривалась только как инфраструктура, как обеспечение информацией разных областей человеческого труда, ныне заняла самостоятельные и лидирующие позиции в системе материального и интеллектуального производства, прочно и органично вплетена в их структуры. Изменение статус-кво информационной сферы вызвано динамикой информационных технологии, позволяющих поднять на качественно новый уровень отношения человека и информации. Эти глобальные перемены повлекли за собой преобразование отдельных элементов и связей информационной отрасли: изменились профессиограммы информационных работников, возникли новые профессии, повысилась значимость информационного компонента в других специальностях. Вполне понятно, что положение профессии библиографа - не могло не претерпеть изменений.
Новые информационные технологии позволяют удовлетворять все, даже самые неожиданные информационные потребности и общества в целом, и отдельной личности. Это возможно за счет расширения спектра информационных продуктов и услуг, которое в свою очередь вызывает ускоренный процесс профессионального разделения, специализации. Чисто библиографический продукт по своему качеству часто не способен конкурировать с иными информационными продуктами, более полно удовлетворяющими потребности личности. В то же время современные информационные системы не могут существовать без библиографических компонентов. Именно эта составляющая по своей природе призвана регулировать и управлять информацией внутри информационных систем, делать информационные массивы обозримыми, способствовать созданию комфортности доступа к ним.
Таким образом, в период информатизации естественным образом снижается потребность в профессии библио¬графа как суверенном профессиональном направлении, но в то же время библиографические компоненты неизбежно сохраняются в информационных продуктах и услугах. Это безусловно требует включения библиографических знаний, умений, навыков в профессиограмму новых профессий: референтов, аналитиков, информационных брокеров, провайдеров, специалистов по знаниям (менеджеров знаний), СКО-менеджеров, отвечающих за организацию информационного обеспечения корпораций, администраторов (менеджеров) баз данных и др.

// Мир библиографии. – 1998. - № 3. - С. 35-37.

Напишіть свій коментар
Ваше ім'я
E-mail (не буде опублікований)
* Текст повідомлення

Вхід