Продовження
С годами квартиры и интерьер в них менялись, но оставалось главное у Я. И. Бердичевского – книги и произведения малой графики – экслибрисы: любовь к ним никогда не увядала.
Он был прирожденным библиофилом.
Каждый мой приезд в Киев сопровождался обычно совместным посещением с Яковом Исааковичем букинистических магазинов. Он был вхож в них. Работники прилавка всегда радушно встречали его. Это потому, что он у них был как бы нештатным консультантом по оценке старых книг.
Обменявшись рукопожатием, всегда сопровождали его в подсобное помещение. Оттуда, как правило, возвращался с пачкой литературы. Это из того, что поступило для продажи. Среди книг были и редкости. При успешном улове кое-что перепадало и мне. В один из таких походов помог приобрести редкий экземпляр – увесистый том поэм Джона Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» с гравюрами Густава Дорэ, изданный в конце XIX века. Такая помощь в пополнении моей библиотеки редкими книгами Я. И. Бердичесвским продолжалась много лет. Ради меня, чтобы сделать мне приятное, он порой расставался со своими шедеврами. В один из приездов в Киев, просматривая мои материалы, которые я доставил ему о работе Херсонского клуба книголюбов «Кобзарь», он спросил, что есть у меня из произведений Т. Г. Шевченко? Я назвал несколько книг. Немного подумав, Яков Исаакович произнес: «Маловато, да и редкостей нет». Тут же встал, подошел к заветной полке, взял небольшой томик. Вручая его мне, сказал: «Бери, пусть и на этот раз тебе улыбнется счастье. Об условиях приобретения договоримся…»
Что в таких случаях испытывает книголюб, знает только он сам. В поезде «Киев-Херсон» я вез редкую книгу. Это был «Кобзарь» Т. Г. Шевченко 1860 года. Последнее прижизненное издание поэта.
Но больше всего Я. И. Бердичевский помогал мне в приобретении книг по Пушкинской тематике. Пушкиниана нас роднила. Мы в одинаковой мере с раннего возраста стали собирать произведения великого поэта и литературу о нем. Единственное только в собирании Пушкинианы было – он во многом превзошел меня.
А все началось у него с поэмы «Руслан и Людмила» 1820 года издания, купленной на одном из рынков Киева.
Коллекционер продолжил свое увлечение, уже будучи студентом Ленинградского университета. Послевоенный Ленинград для библиофилов и коллекционеров был питательной базой. Распахнули свои двери букинистические магазины, в них все больше и больше стали появляться редкие издания, в числе которых «вышел косяком» и Пушкин. На этот улов спешил и Яков Бердичевский. К окончанию университета у него было 30-35 редких книг А. С. Пушкина и писателей из его окружения. С этим богатством и дипломом филолога Бердичевский вернулся в Киев. В родном городе он стал музейным работником, искусствоведом, по-прежнему верным своему увлечению.
С годами его коллекция росла, материалы коллекции стали экспонироваться на выставках. Самая большая из них – «Пушкиниана», посвященная 1500-летию основания Киева, прошла в 1982 году в Киевском музее русского искусства. По существу, это был публичный отчет книголюба о его активной собирательской деятельности на протяжении многих лет. Выставка произвела фурор. На ней побывали сотни киевлян и гостей столицы. Будучи в командировке в Киеве, эту выставку посетил и я.
Передо мной предстали 25 книг Пушкина, изданные при его жизни, начиная от первой публикации поэмы «Руслан и Людмила» (1820) и заканчивая миниатюрным изданием романа в стихах «Евгений Онегин», вышедшем в год смерти поэта. Наряду с этой книгой привлекали внимание и другие ее издания. Первое – опубликованное в 1833 году, второе – самое редкое, выходившее по главам в тетрадях, всего в разные годы было издано семь таких тетрадей (1825-1832). Здесь же были «Стихотворения А.С. Пушкина», не вошедшие в последнее собрание его сочинений, дополнение к шести томам петербургского издания «Берлин. 1861» и цензурный экземпляр второго тома журнала «Современник» за 1836 год, издаваемый А. С. Пушкиным.
Были выставлены также прижизненные издания поэтов и писателей пушкинского окружения: В. Жуковского, К. Батюшкова, Е. Баратынского, П. Вяземского, А. Грибоедова, А. Дельвига, К. Рылеева, Д. Давыдова, Н. Языкова, Н. Гоголя, М. Лермонтова и других литераторов.
На выставке были широко представлены произведения изобразительного искусства: графические портреты самого Пушкина, репродукции портретов, современников поэта, иллюстрации к его произведениям. Особый интерес вызвали нумерованный экземпляр «Иллюстрированного альбома» с рисунками П. П. Соколова к «Евгению Онегину» (М., 1892) из общего тиража 200 экземпляров, а также пробный экземпляр «Графа Нулина» (М., 1959) из состава 50 раскрашенных народным художником РСФСР Н. В. Кузьминым. В коллекции Я.И. Бердичевского большое место занимали экслибрисы – это тоже давнее увлечение библиофила. Также на выставке были представлены пушкинские книжные знаки.
В тот раз я тоже встретился с Яковом Исааковичем Бердичевским на его квартире. Поблагодарив за приглашение посетить выставку, я высказал свои впечатления о ней. Бердичевский сообщил мне, что его коллекция переросла в домашнее собрание и, как показала выставка, по существу стала музеем. О Пушкинском музее в Киеве Яков Исаакович начал мечтать еще с 1955 года, когда организовался музей Пушкина в Москве.
Вскоре после закрытия выставки он стал ходатайствовать перед властями о безвозмездной передаче Пушкинианы Киеву с условием организации Пушкинского музея. Три раза официально подавал заявку на музей, но безрезультатно. Только в четвертый раз, в 1987 году – в год 150-летия со дня гибели А. С. Пушкина, Я. И. Бердичевский передал свое собрание родному городу. Дар был принят, и Совет министров Украины издал соответствующее постановление о создании в Киеве музея Пушкина. Для него было отведено здание пушкинского времени (по улице Грушевского, 14), называемое киевлянами «Домом Раевского». Был определен и небольшой штат работников.
А дальше началось непредвиденное: «хождение» новорожденного пушкинского музея «по мукам». Вот что об этом сказал в интервью бывший заместитель директора мнимого музея Я. И. Бердичевский: «Прошло несколько лет. «Домик Раевского» нам, естественно, не давали. Почему «естественно»? Потому что он, извините, выходит фасадом на привратницкую Мариинского дворца, в котором сейчас – апартаменты высшей украинской власти. Чтобы они были нос к носу с Пушкиным? Да это же скандал! Предлагали то одно здание, то другое, а коллекция обитала в бывшей коммуналке, рядом с Музеем западного и восточного искусства. Тем временем грянула перестройка, Украина сделалась самостоятельным государством, а моя коллекция в одночасье превратилась в национальное достояние, вывозу, продаже, передаче в другие страны не подлежащее».
Поменялось время. Самостийной Украине Пушкин был не нужен – он стал зарубежным писателем. «Зачем незалежной Украине музей русского поэта?» – так заявил Якову Исааковичу не кто-нибудь, а доктор филологических наук, тогдашний глава Департамента. Такие выпады стали появляться и в периодической печати. Они были направлены не только против создания музея, но и против самого Пушкина. Один борзописец дописался до то-го, что назвал великого поэта «казенным поэтом-дворянином».
В условиях, когда шли выпады против Пушкина, когда чинились всяческие препятствия в создании музея поэта, плюс ко всему шел разгул националистических элементов в Украине, почувствовав свою ненужность в этой стране, Бердичевский с супругой переехали на постоянное место жительства в Берлин, став гражданами Германии.
Еще раньше, начиная с 1989 года, Яков Исаакович бывал в Германии как визитер, читал там лекции по русской культуре и истории императорской России. В 1993 году он принял участие в международном Пушкинском симпозиуме, организованном немецким пушкинским обществом в Геттингенском университете, где прочитал доклад «А. С. Пушкин и Украина». Что касается Пушкинского музея в Киеве, то надежд на его открытие было мало. Начальство предлагало Бердичевскому забрать коллекцию, но он отказался, уповая на грядущий 200-летний юбилей великого поэта. Собственно, все так и получилось. Когда приблизилась эта дата, украинские власти все же дали согласие на открытие музея. Отвели другое здание – на улице Кудрявской, 9, тоже историческое – в нем когда-то жил великий русский писатель М. А. Булгаков. Правда, дом оказался небольшим: всего три комнаты, в которых не разместилось и половины коллекции Бердического. Но музей, пусть и в таком виде, есть. На его открытие пришло много поклонников Пушкина, произносились содержательные речи, звучали стихи. Выступил и приехавший из Германии Яков Исаакович.
Юбилей классика мировой литературы – 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина отмечалось и в Германии. Примечательно, что к этой дате вышли «Альманах» и один из номеров журнала «Родная речь». Материалы к альманаху были собраны и подготовлены к печати Я. И. Бердичевским. Небольшого формата, богато иллюстрированная книга привлекает своим содержанием читателей. В нем много нового и интересного рассказывается о А. С. Пушкине. О его окружении, творчестве, иллюстраторах его произведений, книжных знаках. Полностью посвящен Пушкину и второй номер за 1999 год литературно-художественного журнала русских писателей Германии «Родная речь». Более чем на 200 страницах даны материалы о жизни и творчестве поэта.
Все это подтверждает, как широко в Германии, в стране, в которой, кстати, Пушкин не был, прошел 200-летний юбилей поэта и как бедно, почти незаметно, отмечалась эта дата у нас в Украине. Если что-то в этом направлении и делалось, то только по инициативе учебных заведений, музеев, библиотек, общественных организаций.
Мой рассказ о Я. И. Бердичевском будет неполным, если не коснуться еще одного увлечения. Помимо книг, он долгое время собирал и экслибрисы. Началом приобретения их считает 50-е годы прошлого столетия. Тогда для владельцев библиотек приобретение книжных знаков в некоторой степени стало модой. Число их в стране росло. Появились клубы экслибрисистов, которые развернули работу по пропаганде и распространению этого вида искусства. Организовывались выставки книжных знаков, некоторые сопровождались каталогами. В организации таких выставок принимал активное участие и Яков Исаакович. Это способствовало пополнению его коллекции новыми экслибрисами, знакомству с их владельцами и их создателями – художниками-графиками. С годами его коллекция стремительно росла, составляла не одну тысячу. В ней 70 экс-либрисов были изготовлены для него – авторами их являются 53 художника.
Яков Исаакович не только собиратель экслибрисов, но и исследователь этого вида малой графики. По этой теме он часто публиковал статьи и заметки в библиофильской периодике. Его перу принадлежит серия изящно оформленных малоформатных книжечек. Начиная от «Бердичеевых сказов о книжни-ках и коллекционерах града стольного Кыева в середине ХХ века» и кончая рассказом о себе «Полвека с экслибрисом», изданные в 2003-2008 гг.
3 издания выдержала книга Якова Бердичевского «Народ книги (К истории еврейского библиофильства в России)», в которой прослеживаются многовековые органичные связи российских евреев с книгой, в каждом отдельном случае обозначенной книжным знаком – экслибрисом. Перед читателем проходит галерея из сотен книжных знаков, сопровождающихся описанием еврейских книжных собраний, которые этими знаками были отмечены.
Эта книга, а также другие книги, написанные Я. И. Бердичевским, при их выходе высылались мне. Все они имеются в моем собрании. На протяжении долгого времени, когда я встречался с Яковом Исааковичем, меня подкупало его благородство. И я тоже старался придерживаться этому благородному делу. Вслед за Пушкинским музеем в Киеве появилась постоянно действующая пушкинская выставка в литературном отделе Краеведческого музея в Херсоне. Основанием ее послужила моя Пушкиниана (прижизненные и редкие издания произведений А. С. Пушкина и литература о нем, книги писа¬телей допушкинской поры и современников поэта, изобразительное, медальерное и прикладное искусство, филателия, книжные знаки).
Эту коллекцию безвозмездно я передал г. Херсону в год его 225-летия.
Пушкинский музей в Киеве и Пушкинская постоянно действующая выставка в Херсоне – многолетний труд двух коллекционеров.
Пусть пушкинская тема верой и правдой служит людям.
Я. И. Бердичевский готовит экспозицию к Пушкинской выставке. Киев, 1987 г. |
Коментарі