Главная Наш отдел Наши друзья Городской клуб любителей книги «Кобзарь» Заседания клуба "Кобзарь" Краткая история херсонской типографии Ходушиных: 499-е заседание клуба книголюбов "Кобзарь"

Краткая история херсонской типографии Ходушиных: 499-е заседание клуба книголюбов "Кобзарь"

19.03.2018 11:14

17 марта 2018 г. состоялось очередное, 499-е заседание клуба книголюбов «Кобзарь».
С докладом «Краткая история херсонской типографии Ходушиных» выступила Лянсберг Ольга Васильевна. Слушатели имели возможность познакомиться с редкими документами из фонда государственного архива Херсонской области, краеведческого музея. Им были продемонстрированы открытки начала XX века с изображением здания типографии, рекламные объявления; обложки книг, напечатанных в типографии; редкие фото коллектива заведения, зачитаны отрывки завещания Ольги Дементьевны Ходушиной. Будзинский Юрий Сергеевич представил ходушинские издания из своего собрания – две брошюры Д.Ф. Бурлюка (отца Давида Бурлюка) по сельскому позяйству.

Свое выступление Ольга Лянсберг начала с рассказа об учреждении в Херсоне первого частного полиграфического предприятия – типографии Н.О. Ващенко, которая после кончины владелицы на два года перешла к М.К. Асперу, а затем, в 1889 году, – к Ходушину.
Антон Николаевич Ходушин (1852-1903) был известной в городе личностью. Он состоял членом учетного комитета городского банка. Как гласный Городской Думы в 1888-1900 гг. участвовал в различных совещательных и подготовительных комиссиях, был попечителем забалковской городской начальной школы.          
Неизвестно, как были распределены роли в управлении типографией между Антоном Николаевичем и его супругой – Ольгой Дементьевной, однако в названии типографии рядом с фамилией владельца стояли ее инициалы: «Паровая типолитография О.Д. Ходушиной».

Ольга Дементьевна в течении 15 лет управляла самым мощным полиграфическим предприятием Херсона. Одна часть типографии находилась в собственном доме Ходушиных на углу ул. Потемкинской и Соборной, другая – в доме Шипиловой (ныне дом №12)  по Соборной улице. Во время войны здание дома Ходушиных очень сильно пострадало.

В начале 90-х годов XIX века по всем показателям  (количеству машин, станков, рабочих, объему выпускаемой продукции) типография О. Д. Ходушиной превосходила Губернскую в два раза. Рекламные объявления гласили: «В паровой типографии О.Д. Ходушиной принимаются типографские и литографские работы по самым дешевым ценам. Типография снабжена громадным выбором шрифтов и усовершенствованными машинами».

Типография Ходушиных специализировалась на выпуске книг. Здесь было напечатано около 80% местных книг, большая часть из которых – издания губернского и уездного земства:  отчеты, обзоры, доклады, журналы заседаний и др. Помимо земских изданий в типографии печатались историческая, духовно-философская, справочная, научно-популярная, учебная литература. Ежегодные «Летописи музея», отчеты Херсонского отделения Императорского русского музыкального общества, клубов, многочисленных добровольных обществ, Общественной библиотеки и других учреждений и по сей день являются ценнейшими первоисточниками информации о жизни города и губернии в начале XX века.

Авторских книг, изданных в Херсоне с середины XIX по 40-е годы XX в., немного: слишком тонким был «культурный слой» в южной провинции. Тем не менее, именно здесь в начале XX века в типографии Ходушиных были напечатаны книги, очень скоро ставшие заветной мечтой многих библиофилов. Вот некоторые из них:
Литературные альманахи «З потоку життя» (1905) и «Перша ластівка» (1905).

В типографии Ходушиных  были напечатаны: книга, изданная Скадовским Г.Л.,  «Храм Пресвятой Троицы в Благовещенском женском монастыре Херсонского уезда» (1909), литографированный альбом Алексея Крученых «Весь Херсон в шаржах и портретах» (1910), сборник футуристов «Молоко кобылиц» (1914), книги Велимира Хлебникова «Учитель и ученик» (1912), «Творения. 1906-1908» (1914), первый сборник «Стихотворения» (1902) местного поэта Владимира Винкерта, печально известный сборник стихов Льва Скадовского «Песни скорби» (1910) и его драматическая поэма «Преступник» (1911). Весной 1913 года здесь был напечатан третий номер литературно-художественного и научно-критического журнала «Порывы». Очень интересно выполнена обложка журнала.

В типографии Ходушиных печатались также научные труды и практические наставления известного ботаника и энтомолога И. К. Пачоского; брошюры серии «Библиотечка маленького хозяина», составленные отцом Давида Бурлюка, – Давидом Федоровичем Бурлюком.

Если первая херсонская книга была напечатана в типографии Губернского правления, то первые почтовые открытки с видами Херсона были напечатаны в 1899 году в типолитографии О. Д. Ходушиной. Их печатали литографским способом на оборотной стороне стандартных бланков открытых писем России. Карточки продавались во всех книжных и писчебумажных магазинах города.

20 апреля 1919 года все частные типографии Херсона были национализированы и перешли в ведение Херсонского губернского совета народного хозяйства.
Сообщение о национализации типографий // Новая заря. – 1919. – № 24 (24 апр.).

«Национализация типографий. С 20 апреля 1919 г. все типографии Херсона перешли в собственность Украинской Советской Республики. Комиссарами типографий назначены: б. Губернской – М. Сорокоумов, б. Ходушиной – т. Заверюха, Наровлянского – т. Кузьмин, Шрайбера – М. Сорокоумов, б. Заранкина – И. Щеглов, Георгиевских кавалеров – т. Вишневский, Поряденко – Цыгорлаш, Дорфмана – т. Дембский, Дорфмана и Блюмкина – т. Дикарев».
Все национализированные типографии стали называться народными. Самые крупные из них – Народные типографии №1 (бывшая Губернская) и №2 (бывшая типография Ходушиных) – были объединены в одну на базе типографии Ходушиных. Она стала называться Народная типография №2.
С этого момента бывшая типография Ходушиных стала полиграфическим центром Херсона.

 ***

Заседание закончилось традиционным чаепитием и обсуждением организационных моментов в работе клуба.

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

      1
23 4 5678
9 101112 13 1415
1617 18 19202122
23 24 25 26272829
30