Малоизвестный Борис Лавренёв

22 февраля 2014 года состоялось очередное (475-е) заседание клуба любителей книги  "Кобзарь". С докладом «Малоизвестный Борис Лавренев: поэт и художник» выступила Елена Алексеевна Марущак, бывший сотрудник литературного отдела Херсонского краеведческого музея. Её рассказ сопровождался чтением стихов, демонстрацией редких книжных изданий, рукописей, подаренных женой Бориса Лавренёва – Елизаветой Михайловной Лавренёвой (Гербаневской).
В Херсоне по ул. Горького, 1  находится музей-квартира  Бориса Лавренёва. Это тот дом, где 17 июля 1891 года родился известный прозаик и драматург Борис Лавренев, дважды лауреат Государственной премии СССР. Его стены хранят память о детских и юношеских годах писателя, первых попытках литературного творчества. И хотя вторая половина жизни Бориса Лавренева прошла в Москве, образ провинциального южного городка, где пролетело детство, не стерся из памяти литератора – пейзажи, очень похожие на херсонские, часто встречаются в его прозе.
В своей «Автобиографии» (1957) Борис Лавренев (Сергеев) написал: «Первая моя попытка пройти во врата литературного Эдема  относится к 1905 году, когда мне было четырнадцать лет». Тогда поэт-гимназист под впечатлением лермонтовского «Демона» написал поэму «Люцифер». Критическая оценка этого произведения отцом писателя заставила Бориса в буквальном смысле закопать рукопись «творения» недалеко от дома, где ныне размещается музей-квартира Лавренева, и на несколько лет «не пытаться искать взаимности у строгой музы».
Первое стихотворение «Вековое», опубликованное в херсонском журнале культуры, искусства и науки «Весенние зори», подписано подлинной фамилией автора – Б. Сергеев:

Что было – завтра повторится,
Все, что прошло – воскреснет вновь,
Над миром с хохотом струится
Неизмененный бег веков…

Этот дебют студента Московского университета состоялся в феврале 1911 года. В мае этого же года в херсонской газете «Родной край» под псевдонимом Б. Астров напечатано четыре стихотворения Б. А. Сергеева. В 1912 году небольшой цикл его стихов был опубликован  в московском альманахе «Жатва», и это, по словам Бориса Лавренева, «было уже моим введением  во всероссийский храм литературы». Примечательно, что к этому времени литературный критик  Георгий Чулков включил Б. Лавренева в число 59 лучших поэтов России.
В 1913 году будущий писатель и драматург «нырнул вниз головой в эгофутуристское море». Тому было много причин и поводов: знакомство с кубофутуристами Бурлюками и Маяковским, желание эпатажа и борьбы. К группе эгофутуристов принадлежали В. Шершеневич, К. Большаков, Р. Ивнев. В это время в их издательстве «Мезонин поэзии» Б. Лавренев печатает свои «поэзы», такие как, например, «Истерика Большой Медведицы»:

Стиснуть ажурным чулком до хрипенья нежное девичье горло,
Бить фонарным столбом в тупость старых поношенных морд –
Все, что было вчера больным – сегодня  нормально и здорово.
Целую твой хвост, маленький паж мой, черт.


В январе 1916 года после окончания Московского университета и учебы в артиллерийском училище Борис Лавренев уходит на фронт Первой мировой войны. В стихотворении «Прощание» он написал:

Родная! Наш роман игрушечный
И полудетскую любовь
Я променял на грохот пушечный,
На лязги сабель, дым и кровь.

Летом 1919 года Б. Лавренев становится комендантом советской Алушты. В этом же году после ранения под Киевом в бою с войсками атамана Зеленого направляется в Туркестан в Ташкент. Здесь вначале 20-х годов поэт входит в литературное объединение «Чугунное кольцо». На страницах ташкентских журналов и газет регулярно печатаются его стихи:

Вот я принял страшное наследье,
Не могу ни плакать и не петь,
Но не мягкой колокольной медью –
Тяжкой сталью должен стих звенеть…

В Ташкенте Б. Лавренев знакомится с Елизаветой Гербаневской, ставшей в 1927 году женой и верной спутницей писателя. Ей посвящены поэтические строки под названием «Встреча»:

Милая затворница Джульетта,
Знаю, ты подумала о том,
Что опасно приглашать поэта
В вокресенье в тихий белый дом…

В 1921 году в Московском альманахе "Жатва" впервые напечатал цикл стихов под псевдонимом Б. Лавренев, который Борис Андреевич сохранил до конца своей творческой жизни. Но далее, начиная с 1924 года, Борис Лавренев не писал стихов и подарил русской литературе свою замечательную прозу – «Сорок первый», «Ветер», «Рассказ о простой вещи», «Седьмой спутник» и др.
Во время Великой Отечественной войны Б. А. Лавренев пишет очерки, статьи, рассказы о мужестве и героизме народа: "Подвиг", "Люди большого сердца" и др. Большую заинтересованность вызовут его повести об интеллигенции, судьбе культуры: "Седьмой спутник", "Гравюра на дереве". Драматургия Б. Лавренева представлена пьесами "Разлом", "За тех, кто в море", "Лермонтов" и др.
Отдыхая в  санатории в Подмосковье, в Суханово – бывшем имении князей Волконских - в 1948 году, Б. А. Лавренёв написал пародийную поэму "Евгений Онегин". Главным героем поэмы стал киноактер Павел Кадочников, известный по роли советского разведчика Федотова – прототипа Николая Кузнецова. В поэме также упоминаются актриса Ангелина Степанова (жена писателя Александра Фадеева), писатель Константин Федин, главный архитектор г. Москвы Дмитрий Чечулин (автор проектов московских высоток), популярный гомеопат Тамара Абашидзе и др.

Мой доктор самых честных правил,
Когда я сердцем занемог,
Меня в «Суханово» направил
И лучше выдумать не мог…

Уф! Обалдел!.. Изнемогаю!
Довольно! Страшно перечесть!
В сердцах ужаленных, я знаю,
Кровавая мне зреет месть.
От яда или пистолета
Умру. Таков удел поэта!..

В многогранном наследии прозаика, драматурга ряд публикаций посвящен г. Херсону: "Краткая повесть о себе", "Моя первая академия", "Повторное погребение Потемкина". Картины родного города, живописной природы юга Украины встречаются в произведениях "Ветер", "Синее и белое", драме "Песня о черноморцах". Под впечатлением последней поездки (1955 г.) в г. Херсон, он написал очерк-памфлет "Моему юному другу", где сравнивает жизнь старого и нового города, рисует картины желаемого будущего.
С ранних лет Борис Лавренев полюбил рисование. В Херсоне, по воспоминаниям заслуженного художника УССР Георгия Курнакова, будучи гимназистом, он брал уроки у известного в городе преподавателя живописи Д. Иконникова. Затем в студенческие годы будущий писатель принимал участие как художник в выставках Херсонского общества любителей изящных искусств (1915). В 20-е годы в Ташкенте уже сам учил мастерству молодых художников. Здесь же выпускал карикатуры в Окнах РОСТа, подобно В. Маяковскому в Москве.
Рисовал Борис Лавренев всю жизнь. В музее-квартире в Херсоне можно увидеть его этюдник, кисти, мастехины, краски, акварельные и живописные работы. В основном, это пейзажи, натюрморты и непревзойденный портрет Елизаветы Лавреневой.
В Центральном доме литераторов в Москве 26 января 1957 года открылась выставка писателей-художников, на которой были представлены и работы Бориса Лавренева, как графика и живописца, которые получили высокую оценку профессиональных художников.
Последний период жизни Б. А. Лавренев провел в Москве.
Херсонцы уважают память земляка. Его имя носит гимназия № 20, в которой есть комната-музей, создан литературно-мемориальный музей-квартира. Его имя присвоено областной библиотеке для юношества, одной из улиц в Шуменском микрорайоне Херсона.

Календарь событий

      1
23 4 5678
9 101112 13 1415
1617 18 19202122
23 24 25 26272829
30