Главная Новости В царстве красоты, мира и гармонии…

В царстве красоты, мира и гармонии…

27.03.2019 14:09

На днях состоялось очередное (504-е) заседание  клуба любителей книги  «Кобзарь». С докладом на нем выступила Дьяченко Владислава Васильевна – заместитель директора Херсонского художественного музея имени А.А. Шовкуненко по научной работе, искусствовед. Ее доклад «Из истории празднования Нового года и Рождества» вызвал море положительных эмоций; присутствующие на время очутились в царстве красоты, мира и гармонии. Рассказ Владиславы Васильевны сопровождался показом раритетов – елочных игрушек, рождественских поздравительных открыток из фондов художественного музея и личного собрания. Сегодня все эти атрибуты зимних праздников  являются носителями информации о временах, не столь далеких, сколь разительно отличающихся от нашего времени.

 

Доклад Дяченко В.В. «Из истории празднования Нового года и Рождества»

Празднование Нового года – одна из самых древних традиций человечества. Она известна со времен Древнего Египта. Древнейшие новогодние подарки с праздничным приветствием – вазы, изготовленные три тысячи лет назад, были найдены во время археологических раскопок в стране пирамид. На керамической поверхности сосудов удалось расшифровать надпись: “Начало доброго года”.

За 46 лет до Рождества Христова Юлий Цезарь провел реформу календаря, сверившись с очень точным египетским календарем. Этим он положил начало празднованию Нового года с 1 января. Расхожая поговорка: “Кто весело встретит Новый год, тот его так и проведет” появилась именно у римлян-язычников. В их обычаях было праздновать новогоднюю ночь как можно веселее и разгульнее. С наступлением утра римляне спешили в гости с поздравлениями и подарками. Вечер этого дня проводили, как правило, в пирушках и увеселениях.

С наступлением новой эры, которую мы исчисляем от Рождества Христова, празднование Нового года в Западной Европе стало ярким событием святочной декады. Она начиналась с 25 декабря (в канун праздника Рождества) и заканчивалась 6 января (Днем Богоявления). В России Новый год отмечали сперва 1 марта, затем 1 сентября, и только в царствование Петра Первого, согласно его указу от 20 декабря 1699 года, начало следующего года было перенесено на первое января. Тогда же был введен обычай празднования Нового года с украшенной елкой.

Обычай украшать ее игрушками, сластями, таинственными огоньками свечей пришел из Германии. Существует предание, что однажды протестанский проповедник Мартин Лютер, возвращаясь домой ночью накануне рождественского праздника, был поражен красотой усыпанного звездами неба. Звезды, казалось, были так низко, что повисли на ветвях деревьев. Когда Лютер пришел домой, то украсил елку звездами и горящими свечами.

Считается, что рождественская елка служит символом древа жизни, когда-то утраченного людьми вместе с раем, и возвращенного нам с приходом в мир Христа Спасителя. А зажженные свечи символизируют свет добра и истины, осиявший мир, яркие игрушки – царство красоты, мира и гармонии. Первое упоминание о елке как о “рождественском дереве” относится к XVIІ веку. С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.
По православному обычаю, распространенному в Восточной Европе, 6 января, накануне Рождества, повсюду ходили христославы с “вифлеемской звездой”. Их называли колядниками. На шесте они укрепляли большую звезду из золоченой бумаги, украшали ее фонариком, бумажными гирляндами. С пением рождественских гимнов-колядок они ее носили по окрестным домам.
В дохристианский период “колядой” называли зимний языческий праздник, связанный с рождением нового Солнца – Кола, впоследствии упраздненный. Наши предки использовали также хвойные деревья в культовых целях, а испарения хвои – как обереги от зла.

Древнерусским рождественским обычаем было и хождение с вертепом. Вертеп (пещера) представлял собой небольшой ящик, куда ставили кукольные фигурки Марии, Иосифа, люльку с Младенцем, животных, искусно приготовленных из бумаги, ваты, воска, парчовых и шелковых тканей. На старинной иконе Рождества Христова также условно изображена вифлеемская пещера, где родился Христос. Ему молитвенно предстоят Дева Мария и Иосиф – плотник. Вертеп или такая икона помещались под елку в канун Рождества. На сегодняшний день эта красивая традиция сохранилась преимущественно в церковной среде.

Неотъемлемым атрибутом новогоднего приветствия стала и праздничная новогодняя открытка (буквально “открытое письмо”). Первую серию поздравительных открыток создал в 1795 г. мистер Добсон в Англии. Через пять лет их производство было налажено во всех странах Европы. В середине ХІХ века на европейских открытках были изображены золотые изделия – символ богатства, зажженные свечи – символ разума, медовые пряники – символ безмятежности. В это же время открытки широко распространились и в России. Популярность открыток была связана со многими упрощениями в общественных отношениях. Отправка с курьером открытого праздничного послания отменила необходимость личных визитов, доставлявших обеим сторонам немало хлопот. Позднее открытки вкладывают в конверты безо всяких надписей, считалось, что и без слов все понятно. В 1871 г. почтовое ведомство выпустило бланки первых открытых листов с отпечатками российского герба и марки. Самый богатый выбор открыток был в российских магазинах начала ХХ века – эпохи расцвета издательского дела. Печатали открытки методом литографии или шелкографии. На Новогодних и Рождественских открытках этого времени можно увидеть изображения новогодней елки, ангелов, Деда Мороза.

С началом революции 1917 г. традиционная символика на новогодних открытках была запрещена, однако, ввиду их особой популярности, спустя некоторое время возобновилась вновь.
Празднование Нового года и Рождества Христова в разных странах происходит по-разному. У каждого народа сложились свои, отличные от других, традиции, тесно связанные с образом жизни, бытом, мироощущением людей, живущих в разных частях света. Символом американского Рождества, например, является Санта Клаус, прототипом которого считается Святой Николай, который родился в Малой Азии в IV веке и был епископом города Мирр. Святого Николая почитают как защитника детей и вдов, покровителя моряков и всех путешествующих. Дважды, находясь в море, он укротил бурю. Однажды Святой Николай спас трех бедных сестер от голода и смерти. Три ночи подряд, когда они хотели покинуть родной дом, он бросал им в окна кошелечки с золотыми монетами. Дом самого святого Николая всегда был открыт для всех бедных и нуждающихся в помощи.

Американский Санта Клаус сейчас мало похож на своего прототипа. Он живет в супермаркете, путешествует по воздуху в коляске и раздает всем детям подарки через дымоходные трубы. Это маленький, толстенький человечек с веселым лицом и белой бородой. Рождественская елка также приобрела чисто американские черты. Она впервые была украшена электрической гирляндой, которая сейчас есть практически в каждом доме. Изобретением американцев стало также использование икусственной елки, все более теперь входящей в моду и у нас.

_____________

По окончанию доклада состоялось традиционное чаепитие и обсуждение организационных моментов по изданию подготовленной к печати книги о В.А. Быстрове.

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

       1
2 3 4567 8
9101112 13 14 15
16171819202122
23242526272829
3031