"Книжные знаки Н.С. Бом-Григорьевой"

«КНИЖНЫЕ ЗНАКИ Н.С. БОМ-ГРИГОРЬЕВОЙ».
Брошюра вышла в Москве в 1932 году в издательстве «Советский коллекционер», 36 с., 10 иллюстраций, тираж  300 экземпляров, из них 100 нумерованные, издательская обложка мягкая. Из письма Сильванского в Киев к Н.Н. Иванченко (30 января 1931 г.) «…Сейчас печатается моя брошюрка «Книжные знаки Н.С. Бом-Григорьевой».
На внутренней стороне обложки напечатано: «Сто экземпляров этого издания нумерованы с приложением оригинального офорта Н.С. Бом-Григорьевой. Экземпляр № __».
Номера экземпляров проставлялись рукой автора, о чем свидетельствует его подпись. К нумерованным экземплярам прилагался оригинальный офорт, подписанный художницей.
Вышеупомянутая брошюра явилась почти точным повторением журнальной статьи Сильванского с аналогичным названием в журнале «Советский коллекционер» (1930.– № 2.– С. 37-42).
В своей работе Сильванский определяет книжный знак как предмет конкретного назначения, отражающий вкусы и идеалы своей эпохи. Прослеживает основные вехи развития русского книжного знака, полемизирует с В.А. Верещагиным и     В.Я. Адарюковым, утверждавшим, что происхождение экслибриса идет от, так называемой, «вкладной записи».
Автор останавливается на первых отечественных гербовых книжных знаках Д.М. Голицина, Я.В. Брюса и А.П. Бестужева-Рюмина. Отмечает высокую художественную ценность геральдических экслибрисов, т. к. в силу технических условий библиотечные гербы XVIII–XIX вв. выполнялись гравюрой и литографией.
Отмечает стремление книголюбов к такому экслибрису, который выполнял бы не только функции владельческой марки, но одновременно служил бы и украшением книги.
Исходя из своих позиций по отношению к книжному знаку, автор устанавливает три группы: 1 – типографский ярлык, 2 – ярлык с гербом и 3 – ярлык с рисунком или гравюрой.
Рассматривая художественный экслибрис, автор замечает: «Изысканная книжная графика, выпуклая гравюра на дереве и линолеуме, резцовая гравюра, офорт, акватинта, литографии – все эти виды гравирования нашли свое применение в современном экслибрисе и заслужили ему почетное место среди продукции графических искусств».
К числу высокохудожественных экслибрисов Сильванский относит и работы Н.С. Бом-Григорьевой, особенно ее старомосковскую сюиту офортных книжных знаков. Эти экслибрисы исполнены в смешаной технике – офорт с акватинтой, придающей графическому изображению живописный оттенок.
В экслибрисах художницы Сильванский отмечает исключительную интимность, связанную с тем, что все они исполнены для тесного круга людей, связанных общим делом и любовью к московской старине. Подчеркивается так же художественность, мастерство и высокая техника их исполнения.
В конце своего очерка автор приводит детальное описание девяти книжных знаков, исполненных известной художницей в технике офорта, кратко упомянув профессии владельцев и состав их библиотек.

02.12.2025
 
Сучасні тренди медіаграмотності та інструменти критичного мислення для педагогів Херсонщини
01.12.2025
 
«Завдяки історичній пам’яті людина стає особистістю, народ – нацією, а країна – державою»
26.11.2025
 
«Щоб вірші хлюпотіли, наче хвилі, хвилюючим пиши ти їх... хлюпочерком»: дивовижний світ двовіршів Дмитра Ніроди
25.11.2025
 
«Всю силу, що мав я і маю, на роботу невпинну вклав»: ім’я Бориса Грінченка на мапі Херсона
24.11.2025
 
Віктор Іванович Акуленко – провідний фахівець у галузі правової охорони культурних цінностей та історичних пам'яток: до 80-річчя від дня народження
21.11.2025
 
Як мова стає силою, що об’єднує
20.11.2025
 
Міфи та фейки з історії України: 33 спростування
19.11.2025
 
Голодомор на Херсонщині 1921–1923 рр.: факти, що не потребують тлумачення
17.11.2025
 
«Щасливий щастям інших»: ім’я Миколи Пирогова на мапі Херсона
14.11.2025
 
Майстер Слова, воїн Честі: вечір пам’яті Олександра Меньшова

Календар подій

1 2 34567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031