"Бабель и Катаев: такие разные судьбы"

17.05.2017 10:46

В воспоминаниях Леонида Утесова есть слова:
«Я не знаю, кто виноват. Солнце?Море? Небо? Но – под этим солнцем, под этим небом, у этого моря родятся особые люди.
Может быть, виноват Пушкин?Может быть, это он оставил в Одессе «микробы» поэтического и прозаического творчества? Но обратите внимание: Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Эдуард Багрицкий, Семен Кирсанов, Исаак Бабель, Лев Славин... -- это мальчишки, создавшие, как принято было тогда говорить, "одесский период" нашей литературы.
Ах, одесские мальчишки! Они не ходят, а бегают, они не говорят, а поют.
Их темпераменты, их музыкальность, их поэтические сердца могут накормить весь мир искусством не хуже, чем лепетутники хлебом.
Эти мальчишки понесли славу нашего искусства далеко за моря-океаны, украсили ее сады прелестными цветами одесского гения...».

О двух из них – Исааке Бабеле и Валентине Катаеве шла речь на очередном 495-м заседание клуба книголюбов «Кобзар». С докладом «Бабель и Катаев: такие разные судьбы» выступил Заборников Владимир Александрович.
Доклад сопровождался демонстрацией иллюстративного материала из коллекции докладчика. 

КАТАЕВ (1897-1986)

Валентин Петрович Катаев родился 28(16) января 1897 г. в Одессе в семье учителя. Не окончив гимназии,  в 1915 г. он ушел вольно­определяющимся на фронт. Револю­ция застала Катаева в Одессе, где он находился в госпитале. В 1919 г. был призван в Красную Армию, участвовал в боях с бело­гвардейцами.
Литературная деятельность В. П. Катаева началась очень рано. Его первое стихотворение «Осень» появилось в газете «Одесский вестник» 18 де­кабря 1910 г. С этого времени он систематически печатался в одесских газетах («Одесский вестник», «Одесский листок», «Южная мысль», «Русская речь») и центральных журналах («Весь мир», «Лукоморье», «Про­буждение», «Прекрасное далёко»), в которых помещал свои стихи, рассказы, очерки, корреспонденции с фронтов.
В 1919 г. В. П. Катаев был назначен заведующим «Окнами сатиры» в одесском РОСТА. В 1921 г. «работал по агитации и пропаганде в Харькове, был секретарем журнала «Коммунарка Украины», писал пьесы для первого театра Украинской Советской Федеративной Республики, заведовал отделом агитации и пропаганды «Югросты». В начале 1922 г. В. П. Катаев переехал в Москву. В течение 20-х гг. он являлся активным сотрудником газеты «Гудок», в которой опубликовал большое количество прозаических и стихотворных фельетонов. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица». В качестве корреспондента газеты неоднократно бывал в разных краях СССР, черпая в этих поездках материал для своих художественных  произведений.
Первым крупным произведением В. П. Катаева явилась повесть «Растратчики» (1926), одобренная М. Горьким. Затем последовали «Время, вперед!» (1932), «Я, сын трудового парода» (1937), цикл романов: «Белеет napуc одинокий» (1936), «За власть Советов» (1949, 1951), «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960), составившие затем тетралогию «Волны Черного моря» (1961).
Видное место в творчестве В. П. Катаева занимает драматургия. Его пьесы «Квадратура круга» (1928), «Растратчики» (1928), «Универмаг» (1929),  «Авангард» (1930), «Миллион терзаний» (1931), «Время, вперед!» (1932), «Дорога цветов» (1934)  и др. ставились во  многих театрах страны и за рубежом.
В период Великой Отечественной войны В. П. Катаев в качестве корреспондента газет «Правда» и «Красная звезда» неоднократно выезжал на фронт, написал ряд очерков, рассказов, повесть «Жена» (1943) и повесть «Сын полка»  (1945), удостоенную Государственной премии.

По сценариям В. П. Катаева поставлен ряд художественных фильмов: «Родина зовет» (1936. В соавторстве с А. Мачеретом), «Цирк» (1936. В соавторстве с Г. Александровым, И. Ильфом и Е. Петровым), «Белеет парус одинокий» (1937), «Шел солдат с фронта» (1939), «Сын полка» (1946), «Страницы жизни» (1948. В соавторстве с А. Мачеретом), «За власть Советов» (1956. В соавторстве с С. Клебановым), «Безумный день» (1956),  «Поэт» (1957), а также мультипликационные кинофильмы: «Цветик-семицветик» (1949), получивший на IV Международном кинофестивале (Чехословакия) премию за лучший детский фильм, и «Дудочка и кувшинчик» (1951).
После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм – 1956), «Хуторок в степи» (1956; экранизация, 1970), «Зимний ветер» (1960-1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы.
В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Кладбище в Скулянах» (1974), повесть «Уже написан Вертер» (1979), «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчёлкина, рассказанный им самим» (1982), «Сухой лиман» (1984), «Спящий» (1985).
Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

В 1955-1961 гг. В.П.Катаев был главным редактором журнала «Юность».
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.
Произведения В. П. Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.
Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 

БАБЕЛЬ (1894-1940)

Исаак Эммануилович Бабель родился 13 июля 1894 г. в семье мелкого одесского торговца. Учился в Одесском коммер­ческом училище, затем в Киевском коммерческом институте, но не окончил его. В детстве сблизился с французской колонией в Одессе, увлекался французской классической литературой, первые свои рассказы писал на французском языке.
Интерес к литературе привел Бабеля в 1915 г. в Петербург. Здесь произошла первая встреча писателя с А. М. Горьким, имевшая, по признанию И. Э. Бабеля, решаю­щее значение в его жизни. А. М. Горький напечатал в «Лето­писи» (1916, № 11) два рассказа И. Э. Бабеля: «Мама, Римма и Алла» и «Илья Исаакович и Маргарита Прокофьевна». «Когда, – писал И. Э. Бабель в автобиографии, – выяснилось, что два-три сносных моих юношеских опыта были всего толь­ко случайной удачей... Алексей Максимович отправил меня в люди».
В течение семи лет И. Э. Бабель переменил много занятий, исколесил всю Россию. Призванный в армию, он воевал на Ру­мынском фронте, в годы гражданской войны участвовал в про­довольственных отрядах, сражался в рядах Первой Конной армии, работал в газетах и т. д.

Зрелый писательский путь И. Э. Бабеля начинается с 1923-1924 гг., когда в одесских изданиях, а затем в жур­налах «ЛЕФ» и «Красная новь» были помещены его первые новеллы из «Конармии» и «Одесских рассказов».
Несколько последующих лет отмечены наибольшим творческим подъемом И. Э. Бабеля. Он публикует книгу новелл «Конармия», цикл «Одесские рассказы» и пьесу «Закат».
И. Э. Бабель принимает участие в создании киносценариев по произведениям Шолом Алейхема («Блуждающие звезды», «Еврейское счастье»), пи­шет сценарий по мотивам «Одесских рассказов» («Беня Крик») и др., выступает также в качестве редактора и пере­водчика произведений французской и еврейской литератур.

В 1928-1933 гг. И. Э. Бабель подолгу живет во Франции. В эти годы он написал несколько рассказов автобиографиче­ского содержания («В подвале», «Пробуждение» и др.) и ряд новелл на материале зарубежной жизни («Улица Данте», «Суд»). Писатель принимал также участие в изданиях, ини­циатором которых являлся А. М. Горький («История фабрик и заводов» и др.), печатает пьесу «Мария» – о жизни старой русской интеллигенции в первые годы революции.
И. Э. Ба­бель был делегатом Первого съезда советских писателей.
Летом 1938 года президиум СП СССР утвердил Бабеля членом редсовета Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ).

15 мая 1939 года Бабель был арестован на даче в Переделкине по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже (дело № 419). При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). Судьба его романа о ЧК остаётся неизвестной. В 1939 году Арам Ванециан начал писать портрет Бабеля, оказавшийся последним прижизненным портретом писателя.
На допросах Бабеля подвергали пыткам. Его вынудили признать связь с троцкистами, а также их тлетворное влияние на своё творчество и факт того, что он, якобы руководствуясь их наставлениями, намеренно искажал действительность и умалял роль партии. Писатель также «подтвердил», что вёл «антисоветские разговоры» среди других литераторов, артистов и кинорежиссёров (Ю. Олеша, В. Катаев, С. Михоэлс, Г. Александров, С. Эйзенштейн), «шпионил» в пользу Франции. Из протокола: «Бабель показал, что в 1933 году через Илью Эренбурга он установил шпионские связи с французским писателем Андре Мальро, которому передавал сведения о состоянии Воздушного флота...».

Военной коллегией Верховного Суда СССР он был приговорён к высшей мере наказания и был расстрелян на следующий день, 27 января 1940 года. Расстрельный список был подписан Секретарём ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным.
Прах писателя захоронен в Общей могиле № 1 Донского кладбища.
В последние годы жизни И. Э. Бабель работал над произ­ведениями о советской действительности, фрагменты из кото­рых («Нефть», «Гапа Гужва» и др.) были опубликованы в различных журналах.
С 1939 по 1955 года имя Бабеля было изъято из советской литературы. В 1954 году он был посмертно реабилитирован. При активном содействии Константина Паустовского, хорошо знавшего Бабеля и оставившего о нём тёплые воспоминания, после 1956 года Бабель был возвращён в советскую литературу. В 1957 году был издан сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы.

Сегодня в жизнь претворяется проект по увековечению памяти знаменитого писателя. Всемирный клуб одесситов учредил Международную литературную премию имени Исаака Бабеля, призванную выявлять и поддерживать лучшие образцы современной художественной словесности в жанре рассказа (новеллы), написанного на русском языке как в Украине и России, так и в других странах мира. Основным критерием отбора произведений на соискание премии, по выражению Исаака Бабеля, должна быть "тирания вкуса".
4 сентября 2011 года по инициативе Всемирного клуба одесситов в Одессе был установлен первый в мире памятник Исааку Бабелю и открыта площадь его имени. 

Два одессита, родившиеся в одно время...
Два кита, на которых зиждется слава литературной Одессы...
И такие разные судьбы...

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

     12
34 5 6 789
101112 13 14 15 16
171819 20 2122 23
242526272829