"...В ней ты можешь видеть лицо Господа...": о Келлской Книге

Очередное заседание городского клуба книголюбов «Кобзарь» 4 апреля 2015 г. провели Дяченки Владислава и Сергей – научные работники Херсонского художественного музея им. А.А. Шовкуненко.
Владислава Васильевна выступила с докладом о Келлской Книге.
Келлская Книга (известная также как "Книга Колумбы", (Book of Kells) – богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году. Она является самым популярным и заслуживающим наивысшей оценки шедевром англо-ирландского искусства VI-XI вв. Это одна из самых щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей дошедших до нас. Благодаря великолепной технике исполнения и красоте узоров многие исследователи рассматривают её как наиболее значительное произведение средневекового ирландского искусства.
Размеры книги – 33 x 25 см, материал – пергамент, количество листов – 340. Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования, украшенные огромным количеством цветных узоров и миниатюр.
Согласно основной версии её происхождения, книга была создана в скриптории монастыря св. Колумбы на острове Айона в конце VIII – начале IX века. После того, как монастырь был разгромлен норманнами, книга была перевезена бежавшими монахами в Ирландию, в Келлское аббатство (монастырь), откуда книга и получила своё имя.
По второй версии, книга была начата на Айоне, а впоследствии работа над ней была продолжена в Келлском аббатстве. По третьей – книга была целиком создана в скриптории Келлского аббатства. По четвёртой версии, книга была создана на севере Англии, возможно, в Линдисфарне, затем перевезена на Айону, а оттуда – в Келлское аббатство. И, наконец, книга могла быть создана в неизвестном монастыре в Шотландии. Возможно, точное место так никогда и не будет установлено, но в настоящее время наиболее широко принятой является вторая версия – книга была начата на о. Айоны и продолжена в Келлском аббатстве. В любом случае книга была изготовлена монахами, принадлежавшими к обществу, основанному Колумбой.
Писатель XII века Гиральд Камбрийский в книге Topographia Hibernica описывает виденное им в Килдаре великое Евангелие, описание которого соответствует Келлской книге:
«Эта книга содержит гармонию четырёх евангелистов в соответствии с Иеронимом, почти каждая страница в ней украшена по-разному, разными цветами. В ней ты можешь видеть лицо Господа, божественно нарисованное, здесь есть мистические символы Евангелистов, каждый с крыльями, с шестью, с четырьмя, с двумя; здесь орёл, там телец, здесь человек, а там лев, и великое множество других фигур. Посмотри на них поверхностным взглядом, и ты подумаешь, что это подчистки, а не узор. Прекраснейшее искусство рядом с тобой, но ты можешь не заметить его. Ты обнаружишь лабиринты линий, таких тонких и изящных, полных переплетений и связей, с цветами такими свежими и живыми, что ты можешь сказать, что это — работа ангела, а не человека…».
Книга была предназначена скорее для использования во время богослужений, нежели для чтения. Большие, щедро украшенные Евангелия, такие как Келлская книга, обычно хранились в алтаре церкви и использовались только для чтения Евангелия во время мессы. Однако чтец, зачастую, не читал текст по книге, а цитировал по памяти. Важно отметить, что, как утверждается в «Хрониках Ольстера», книга была украдена из ризницы (где хранились сосуды, чаши и прочая утварь, используемая во время мессы), а не из монастырской библиотеки. Оформители книги, скорее всего, и имели в виду такое использование книги, чтобы она скорее выглядела роскошной, чем была полезной. В тексте имеются многочисленные неисправленные ошибки. Предложения часто начинаются с новой строки, что позволяло украсить страницу большим количеством буквиц, а пустое место в предыдущих неполных строках занять орнаментом. Номера глав, необходимые для использования канонических таблиц, так и не были проставлены на полях. В общем, всё делалось для того, чтобы не нарушить своеобразную эстетику книги: у красоты был явный приоритет над полезностью.
В настоящее время книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия).

Вторая часть заседания была посвящена теме «Старый Херсон».
Сергей Дьяченко предложил вниманию присутствующих рассказ о старой Херсонской крепости.
Херсонская крепость была заложена 8 сентября 1778 года по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошникова. В ходе строительства первоначальный проект подвергся значительным корректировкам и изменениям инженерами И. А.Ганнибалом, И. И.Германом, К. Гаксом, и в 1784-1785 годах был окончательно переработан новым руководителем строительных работ Н. И.Корсаковым. К 1788 году в основном крепость была окончена. На то время она стала образцом земляного фортификационного строительства. Звездообразная в плане, крепость была окружена рвом и земляным валом, на бастионах было установлено 220 орудий, а внутри находился комплекс административных и производственных построек. Выдающимся памятником архитектуры стал ансамбль Дворцовой площади в центре крепости. Над его созданием работали известные русские архитекторы: Иван Матвеевич Ситников, Матвей Федорович Казаков, Иван Егорович Старое, Иван Васильевич Еготов, Родион Родионович Казаков, французские архитекторы Клод Буржуа и Антуан Вектен, немецкий - Карл Гагендорф, голландский - Викентий Ванрезант.
Дворцовая площадь была оформлена с севера - дворцом Потемкина, с востока - зданием монетного двора, с юга - арсеналом и с запада - Екатерининским собором.
Ко времени приезда Екатерины II в Херсон, город разделялся на 3 части: центральную - крепость, к востоку от нее - Воинский форштадт, к западу от крепости - купеческий город. Херсонскую крепость составляли ряд бастионных укреплений с равелинами и цитаделью, обращенною одной стороной к Днепру; в полевом арсенале находилось до 600 пушек, из которых значительная часть, вместе с ружьями и различными военными припасами была перевезена сюда из упраздненной крепости Св. Елисаветы. В каменных казармах, рассчитанных на 24 тысячи солдат, было размещено 8 пехотных полков: Козловский, Ряжский, Тамбовский, Муромский, Курский, Полоцкий, Херсонский и Елецкий; крепостная инженерная рота и внутренний гарнизонный батальон. Здесь же разместились провиантские магазины, 5 крепостных пороховых погребов, комендантский двор, квартиры чинов крепостного ведомства, лаборатория ружейных патронов, гауптвахта с военными арестантами, артиллерийская мастерская, соборная церковь Св. Екатерины с деревянной колокольней и дворец князя Потемкина с большими в портике часами, подаренными князю императрицей Екатериной II, а ей - прусским королем Фридрихом Великим.
В Адмиралтействе помещались многочисленные морские магазины, присутственные места, управления командира порта и адмиралтейств, мастерские: бочарная, помповая, котельная, малярная, резная, столярная, блоковая, купорная, литейная, кузнечная и другие; морской артиллерийский арсенал, склады корабельных, судовых и разных других принадлежностей; мачтовый, пеньковый и конопательные магазины; пильная на Днепре, на свайной платформе; дворец Екатерины II с 4-мя флигелями, адмиралтейская пристань, обширная деревянная набережная, бревенчатый полисад на валу вокруг адмиралтейства. Вдоль реки были возведены 5 доков, постройка которых требовала особого труда и больших издержек, так как для этого приходилось разбивать и расчищать каменистые берега Днепра. Неподалеку от доков строились на стапелях суда меньших размеров и камели. В 1787 году Черноморский флот состоял уже из 12 линейных кораблей и 7 фрегатов. Спущенные на воду корабли и фрегаты проводились до Глубокой Пристани через мелководье днепровских гирл на камелях. Здесь, в Глубокой Пристани, они оснащались и отправлялись в Севастополь для вооружения артиллерией.
Между валами крепости было устроено несколько ворот, из которых Московские (Санкт-Петербургские) сообщали крепость с Воинским форштадтом, а Очаковские крепостные ворота с подъемным через ров мостиком, вели в город.
В мае 1787 года в крепости останавливалась Екатерина II, совершая свое знаменитое путешествие в Тавриду. В Адмиралтействе для нее был выстроен небольшой путевой дворец и разбит сад, в котором императрица собственноручно посадила абрикосовое дерево.
В создании оборонительных сооружений в Херсоне и боях на подступах к городу принимал участие А. В.Суворов, который прибыл в город перед началом новой войны с Турцией в 1787 году. Он осмотрел район боевых действий и принял меры к усилению Херсонской крепости.
История сложилась таким образом, что Херсонской крепости не пришлось испытать ни одной осады.
В книге «Итоги 25-летия Херсонского городского самоуправления», (Херсон, 1896 год) есть такие строчки: «В 1866 году была окончательно упразднена крепость, условное-же ее упразднение произошло еще ранее, в 1835 году». Это подтверждается сведениями о том, что 8 мая 1852 года, в день праздника Св. Вознесения и во время крестного хода с Касперовской чудотворной иконой из находившихся на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Впоследствии камень, из которого были построены здания в крепости распродавался частным лицам, для строительства домов в центре города.
До наших дней из многочисленных зданий крепости сохранились лишь Екатерининский собор, Арсенал, а также ворота крепости: Очаковские и Московские. В 1953 году на территории крепости был заложен парк имени Ленинского комсомола и постепенно почти все крепостные рвы были засыпаны.
Очень интересным был рассказ Сергея Андреевича и о роговом оркестре, музыку которого имели возможность слушать херсонцы в конце XVIII века.

 

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

    123
45 6 7 8910
11 12 131415 16 17
18192021222324
252627282930