Главная Наш отдел Наши друзья Городской клуб любителей книги «Кобзарь» Заседания клуба "Кобзарь" "Он любил ремесло...": херсонские страницы жизни Владимира Пещанского (1873-1926)

"Он любил ремесло...": херсонские страницы жизни Владимира Пещанского (1873-1926)

Очередное заседание Городского клуба любителей книги «Кобзарь» проходило в стенах Херсонского художественного музея им. Алексея Шовкуненко 28 февраля 2015 г. Оно было посвящено памяти Пещанского Владимира Павловича – человека с необычной и яркой биографией, оставившего в истории украинской культуры свой след как выдающийся ученый инженер-архитектор, реставратор, исследователь декоративно-прикладного искусства, педагог. Большую часть своей жизни он посвятил собиранию и исследованию украинской старины. Своему призванию он отдавался с великим самопожертвованием.

С докладом по теме заседания выступила заместитель директора музея, искусствовед  Владислава Дяченко. Особое внимание она уделила малоизвестному херсонскому периоду в жизни Владимира Пещанского. Следует отметить, что большинству присутствующих доселе эта личность была неизвестна, поэтому доклад Владиславы Васильевны был заслушан с огромным интересом.
Пещанский Владимир Павлович – сын Надднепрянщины, наследник древнего казацкого старшинского рода, по специальности – военный инженер-архитектор в чине полковника. Он родился  28. X (10. XI). 1873 г. в Переяславе (ныне – Переяслав-Хмельницкий). После окончания Орловского кадетского корпуса поступил в Петербургское Константиновское артиллерийское училища, откуда вышел подпоручиком и попал в 42-ю артиллерийскую бригаду в Нежин. Затем продолжил своё образование в Николаевской инженерной академии, после чего стал студентом Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В 1909 году он закончил институт в чине капитана и был отправлен на службу в Киев в инженерные войска в 14-й саперный батальон.

КИЕВ

В 1913 г. Владимир Пещанский вместе с архитектором Павлом Покришкиным, реставрировали в Киеве Никольский военный собор (в 1935 собор был разобран) и церковь Спаса на Берестове; работал во время археологических раскопок во дворе Выдубицкого Михайловского монастыря (1916).
Владимир Пещанский является автором осуществленных проектов Михайловской церкви в селе Березивци Полтавской губернии, доходных домов в Киеве: (Михайловская, 18; Эспланадная, 3; Никольская, 16; Святославская, 14), а также Лётной школы прапорщиков  (в настоящее время – Центральный Дом офицеров Вооруженных Сил Украине, ул. Грушевского, 32) и др. проектов. В 1914 г. В. Пещанский выполнил скульптурное оформление Азовско-Донского банка в Харькове (Николаевская пл., 18). Во Львове он спроектировал два дома (ул. Витовского, 18 и 20). Владимир Пещанский в собственных архитектурных произведениях использовал формы неоклассицизма и неоампира.
Увлечение художественными памятниками старины Петровской эпохи пришло к Владимиру Пещанскому еще во время учебы в Петербурге, впоследствии он  увлекся коллекционированием икон и украинских древностей.
Из-за Первой Мировой войны жилищное строительство заметно сократилось, и В. Пещанского привлекли к работе в Киевской комиссии по охране памятников старины и искусства и в Археологической комиссии в Петербурге.
В это время он много путешествовал  по Киевской и Полтавской губерниям, следя за состоянием художественных памятников старины, интересовался вышивками XVIІ-ХVIII  веков и коврами ручной работы. Он не только пополнял своё собрание старинных ковров, но и реставрировал их, даруя им вторую жизнь.
Со временем В. Пещанский собрал уникальную коллекцию старинных украинских ковров, ценное собрание старопечатных изданий, икон, церковной утвари и др. Имея тонкое художественное чутье, врожденную интуицию исследователя, В. Пещанский всегда мог распознать и отобрать для своей коллекции ценнейшие с художественной точки зрения вещи, часто неприметные для обычного глаза, затерявшиеся среди других бытовых вещей.
Художник Михаил Андриенко-Нечитайло в своих воспоминаниях писал: «Он имел особый нюх и способность вытащить хорошую вещь из лохмотья, приговолренного к уничтожению…». По его мнению, «предметами старины В. Пещанский интересовался не как историк, а как художник. Красота вещи и способ ее изготовления интересовали его больше, чем исторические факты. Он любил ремесло…».
Свои уникальные знания украинского искусства В. Пещанский добывал в общении с мастерами, ремесленниками, монахами-иконописцами. Он всегда присматривался к технологическим тонкостям; записывал, а затем исследовал и расшифровывал их как химик. Так постепенно, еще до Первой мировой войны, В. Пещанский снискал себе в Киеве славу непревзойденного знатока старинных технологий иконописи и народного ткачества.
С падением самодержавия Владимир Пещанский окунулся в киевские общественно-политические дела, присутствовал 8 апреля в 1917 г. от украинского военного клуба имени Павла Полуботка на собраниях Центрального Совета.
В Киевском крепостном инженерном управлении он пробыл до 1917 г.

ХЕРСОН

Херсонский период в жизни и творчестве Владимира Пещанского охватывает временной отрезок 1917-1922 гг. Из Киева в Херсон его перевели как военного инженера-архитектора для организации военного аэродрома.
В 1919 г. Владимиру Павловичу Пещанскому предложили должность профессора факультета архитектуры и строительства в Херсонском политехническом институте, а вскоре избрали ректором института.
Но и здесь среди всеобщего беспорядка и голода он не оставлял собирательской и реставрационной деятельности, исследовал художественную старину. Он делал акварельные зарисовки старинных ковров из своей коллекции (возможно, он чувствовал угрозу для ее существования, поэтому старался зафиксировать коллекцию в цветных рисунках, с тем, чтобы в дальнейшем опубликовать альбом).
Владимир Пещанский установил связь с Херсонским историко-археологическим музеем, где в то время существовала Секция охраны древностей. Директор музея Виктор Иванович Гошкевич отвел Пещанскому для его коллекции отдельное помещение.
В творческое окружение Пещанского в те годы, помимо Виктора Ивановича Гошкевича, входили коллекционер и исследователь экслибриса Сергей Сильванский и художник Михаил Андриенко-Нечитайло.
В местной газете «Херсонское утро» (1918, №88) есть информация о создании в городе научного кружка: «В Херсоне образовался кружок интеллигенции, которая решила посвятить себя научной работе. Кружком было устроено две лекции: о древне-русской иконописи и о старом Херсоне. Но на рефератах были только члены кружка. Посторонняя публика, к сожалению, ими не интересуется». Очень вероятно, что инициатива создания этого кружка принадлежала именно Владимиру Пещанскому; им была прочитана лекция об иконописи, а Сергеем Сильванским – о старом Херсоне.
Две фотографии Владимира Пещанского с видами старого города – «Царские врата Греческой церкви» и «Памятник Потемкину» – вошли в книгу Сильванского «Старый Херсон. Гроеческое предместье» (Херсон, 1928).
Напоминанием о пребывании Пещанского в Херсоне служит и 3-х томное издание Флетчера «История архитектуры, составленная по сравнительному методу» (СПб, 1913), которое хранится в фондах Херсонской областной научной библиотеки им. Олеся Гончара. Это книги из личного собрания Владимира Пещанского. Личная библиотека В. Пещанского была описана С. Сильванским в его книге «Провинциальные книжные знаки» (Херсон, 1927):

«В. П. Пещанский – гражданский и военный инженер – имел библиотеку по вопросам искусства. В 1922 году библиотека Пещанского частью была продана, а частью вывезена им во Львов вместе с собранием икон 16-18 ст., фарфора и старинных украинских ковров».

В книге также приведены описания владельческого штампа и автоэкслибриса Владимира Пещанского:

Пещанский, Владимир Павлович (Киев – Херсон – Львов).

а) Кн. шт. (17х32). Надпись: «Собранiе В.П. Пещанскаго №…».

б) Кн. ярл. 4-гр. 72х58 д. фот. однцв. (синего тона) с изображением на книге черепа в лавровом венке. Надпись: «Exlibris В.П. Пещанскаго». Рис. владелец в 1921 году.

Экслибрис
В. Пещанского

Странно, что в описании экслибриса Сильванский опустил одну деталь: в верхней части экслибриса есть надпись на латыни: «БАSТЕ!». Какой смысл вкладывал в неё  Владимир Пещанский, он же автор экслибриса  – остается лишь гадать.
В 1921-1922 гг. Юг Украины, в том числе и Херсон, охватила волна неслыханного голода. Владимир Пещанский отозвался на приглашение митрополита Андрея Шептицкого переехать во Львов на должность реставратора в Национальном музее. Туда он отправился осенью 1922 г. с чудом уцелевшею у него собранием старины, в частности, с ее самой ценной частью – коллекцией ковров Надднепрянщины и вышивок.

ЛЬВОВ

Особенно яркий след оставил В. Пещанский в истории Львовского Национального музея  им. Андрея Шептицкого, где несколько последних лет своей жизни работал как реставратор галицкой иконописи, был первым помощником директора И. Свенцицкого. 26 сентября в 1922 г. Владимир Пещанский устроил в залах Национального музея выставку своей коллекции. На ней були представлены: 42 иконы ХV-ХVIII ст., 16 рукописных книг и старопечатных XV - нач. XVIII ст., 21 ковер нач. XVII - конца XVIII ст., 13 образцов тканей нач. XVI - конца XVIII ст., предметы из рогов (X - середина XVIII ст.), несколько рисунков В. Пещанского, М. Врубеля, В. Кричевского, А. Шовкуненко; а также десятки фотографий, сделанных В. Пещанским, например, 15 снимков под час реставрации Никольского военного собора в Киеве.
Вскоре львовский Национальный музей приобрел коллекцию В. Пещанского за сравнительно небольшую сумму. Это событие И. Свенцицкий назвал «великокняжеским даром» для Львова, богатством, от которого веет «животворным дыханием степей Приднипровъя».
Виставка вызывала большую заинтересованность и ряд одобрительных отзывов в печати. В. Пещанский немедленно взялся за научную обработку коллекции ковров. В 1925 г. он опубликовал монографию «Старі килими України». В этом труде рассматриваются украинские ковры XVII-XVIIІ веков как свидетельство самобытности и высокой эстетичной культуры украинского народа, приводяться несколько интересных старинных рецептов приготовления естественных красителей для шерсти, которые применялись в практике ткачей ковров Надднепрянщины и галицких мастеров. Книга, изданная тиражом 300 экземпляров,  в настоящее время является библиографической редкостью.
Во Львове В. Пещанский начал реставрационные работы в Национальном музее. Он уже был неизлечимо болен, однако работал. И последние четыре года его жизни были  особенно плодотворными. За это время он оставил яркий след в культурной жизни Галичини; стал одним из тех, кто вместе с И. Свенцицким, оживил деятельность Львовского музея. В. Пещанский квалифицированно реставрировал музейное собрание старой галицкой иконописи XІV-XVIII веков. В частности, он реставрировал и сохранил иконы известного украинского иконописца Йова Кондзелевича, в результате чего появилась книжка «Скит Манявський і Богородчанський іконостас» (Л., 1926; в соавторстве з І. Свенцицким и М. Драганом).
В 1924-1925 гг. Влодимир Павлович, по поручению митрополита Шептицкого, в открытой им иконописной студии преподавал технику и реставрацию иконописи. Он внес свою лепту в становление основ научной реставрации в Львовском Национальном музее. Его учениками стали известные впоследствии художники и исследователи: Ярослава Музика, Володимир Иванюх, Михайло Драган.
В 1923-1926 гг. В. Пещанский преподавал историю архитектуры, технику и технологию живописи в Художественной школе Олексы Новаковского. В памяти многочисленных учеников Художественной школы, которая тесно сотрудничала с Национальным музеем, Владимир Пещанский остался как талантливый педагог, преподаватель архитектуры и технологии живописи, общий любимец творческой молодежи.
Умер Владимир Пещанский 26.VIII.1926 во Львове. Похоронен на Лычаковском кладбище.

Пещанський В. Давні килими України. - Львів : Діло, 1925. - 76 c. PDF

Комментарии

Олена
05.10.2018 16:58
Дуже дякую! Інформацію про В.Піщанського справді знайти нелегко. Чекаємо на продовження!

  
Бібліографи
16.03.2016 14:29
Щиро дякуємо за коментарій та цікаву інформацію про екслібрис В. Піщанського. З пані Владиславою можна зв'язатися за телефоном 0552-493-164 (міський телефон Художнього музею).
Тетяна
15.03.2016 19:13
Basta - у даному разі "кінець". Цей малюнок є зображенням розповсюдженої у 16 - 17 ст. алегорії марноти життя (Memento mori - памятай про смерть). Характерно, що Пещанський обрав собі такий екслібрис: спілкування з памятками старовини якраз і призводить до подібних роздумів. Кажу про це з впевненістю, як реставратор.
Тетяна
15.03.2016 18:52
Дякую за нову і цікаву інформацію про Володимира Павловича. Давно цікавлюсь його діяльністю як реставратора та науковця.

Не підкажете, як звязатись із пані Владиславою, щоб дещо запитати про нього?
Ольга
04.04.2015 08:50

Очень толковая и довольно полная статья в пределах имеющихся источников. Желаю творческого вдохновения и успехов в дальнейших изысканиях. 

Напишите свой комментарий

Календарь событий

      1
23 4 5678
9 101112 13 1415
1617 18 19202122
23 24 25 26272829
30