Приватні бібліотеки1

Началом европейской традиции собирания личных библиотек можно считать личные библиотеки античного мира. Сведения об античных библиотеках немногочисленны и дошли до нас в виде отдельных упоминаний у различных античных авторов, главным образом у Плутарха, Авла Геллия, Диогена Лаэртского и средневекового автора Исидора Севильского, который, возможно, пользовался утраченным сочинением
Гуманистический дух эпохи Возрождения, распространение книгопечатания, общего улучшение благосостояния в Западной Европе, повышение образовательного уровня привело в 15-16 веках к распространению частных собраний как рукописных, так и  первопечатных книг. В течение 17 и 18 столетий библиофильство стало распространенным явлением во всей Европе, особенно во Франции. Такие известные исторические личности как Ришелье, Мазарини, Кольбер собрали ценные частные библиотеки. Богатые книжные собрания составились при государственных судебных учреждениях, а позже они стали основой для создания национальных библиотек. Немалая заслуга в деле создания национальных библиотек принадлежит и частным собраниям, таким как библиотеки герцога Августа Брюнсвикского в Англии и Фридриха-Вильгельма Бранденбургского в Германии. Труды английских книжных коллекционеров привели к основанию Британского музея в 1753  году.
Книгособирательство активизируется с начала 19 века. На европейский антикварный рынок через систему аукционов поступает множество редких и ценных изданий. Библиофилы организуются в общества, проводят международные конгрессы. К концу 19 столетия книжное коллекционирование широко распространяется в Северной Америке. В число знаменитых американских книжных коллекционеров вошли миллионеры Джон Пирпонт Морган и Генри Эдвард Хантингтон (Henry Edwards Huntington). Собрание Джеймса Ленокса стало основой сдля публичной библиотеки Нью-Йорка, Джона Картера Брауна - для библиотеки университета Брауна, Генри Клея Фолджера (Henry Clay Folger) - для Библиотеки Шекспира в Вашингтоне, коллекция детских книг фирмы `A. S. W. Rosenbach` - для публичной библиотеки Филадельфии.
В России интерес к книжному собирательству возникает уже в XIV веке. Богатые книжные собрания имели великие князья - Иван I Калита, Василий III, царь Иван IV Грозный (его библиотека исчезла в конце XVI - начале XVII вв. и до настоящего времени не обнаружена) и др. Тогда же частные собрания появились и в среде ближайшего царского круга. Первые частные собрания книг принадлежали Андрею Курбскому Ионикию Строганову. В 16-17 вв. сформировались частные собрания В. В. Голицына, А. С. Матвеева и др. В семнадцатом веке появляются частные книжные коллекции у лиц духовного звания. Богатые библиотеки были собраны Симеоном Полоцким, Ефимом Чудновским, протопопом Аввакумом, княгиней Е. Урусовой, Сильвестром Медведевым.
Новый импульс книгособирательство получает с воцарением на престоле Петра I. В 1721-1722 годах Петр I отправляет за границу первого назначенного им библиотекаря И. Д. Шумахера, и одним из многочисленных пунктов в полученной им инструкции было: «Старатися полную библиотеку Вашему Императорскому Величеству промыслить».
В первой половине восемнадцатого века выделяются три направления книгособирательства: старообрядческое, купеческое и дворянское. Активно занимаются книгособиранием и библиофилы-иностранцы, находившиеся на государевой службе: Я. Брюс, А. Виниус, Р. Арескин, А. Остерман, барон Корф. Известными книголюбами были Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Василий Татищев, А. Волынский, А. Хрущев, Голицыны, Шереметевы. Эти книжные собрания состояли преимущественно из книг на иностранных языках. Книжное собрание сподвижника Петра Великого - Якова Брюса - стало основой для научной библиотеки Петербургской Академии наук.
Вторая половина восемнадцатого века характеризуется расцветом дворянского "усадебного" библиофильства в соответствии с идеалами эпохи Просвещения. Дворянские библиотеки пополнялись как русскими, так и иностранными, прежде всего, французскими книгами. Огромными по своему составу и тематике были библиотеки Петра Третьего, Екатерины Второй. Личные библиотеки П. И. Шувалова, Ф. Толстого, А. И. Мусина-Пушкина, Бутурлиных носили универсальный, энциклопедический характер. В это же время появляется интерес к коллекционированию рукописей, предпринимаются первые попытки собрания русских рукописей и старопечатных книг. Самое значительное собрание старообрядческих книг было у купца И. Р. Романова.
Отечественная война 1812 года нанесла значительный урон книжным коллекциям Москвы, которая была главным книготорговым и библиофильским центром России. В московском пожаре погибли многие ценнейшие библиотеки, в том числе собрание графа А. И. Мусина-Пушкина с единственным экземпляром «Слова о полку Игореве», библиотека иностранных книг графа Д. П. Бутурлина, в которой находилось до шести тысяч инкунабул.
В девятнадцатом веке в число библиофилов входят представители самых различных слоев населения. Среди известных русских библиофилов девятнадцатого века - А. С. Пушкин, Н. П. Румянцев, А. Д. Чертков, А. П. Бахрушин. Собрания библиофилов часто становятся основой для проведения серьезных научных исследований. Среди библиофилов появляются личности, которые не просто любят книгу, а хорошо разбираются в истории и научных принципах книгоописания. Такими библиофилами-библиографами являлись П. П. Пекарский, Е. И. Якушкин, Г. Н. Геннади, П. А. Ефремов, М. Н. Лонгинов, А. И. Соболевский. У букинистов-старообрядцев (А. И. Хлудова, К. Т. Солдатенкова, Егоровых) можно было приобрести древние рукописи. В это время начинают издаваться описания частных коллекций, каталоги антикварно-букинистических магазинов. Большой спрос на древние рукописи породил специальное изготовление подделок и фальсификатов (А. И. Бардин, А. И. Сулакадзев).
В начале двадцатого века возникают первые объединения библиофилов: "Общество любителей книжных знаков", "Русское библиографическое общество" (при участии Д. В. Ульяницкого, Б. С. Бондарского, Н. М. Лисовского). Тогда же в Петербурге издавались специализированные журналы "Антиквар" (1902-1903) и `Русский библиофил` (1911-1916).
Революция 1917 года катастрофическим образом отразилась на русском библиофильстве. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о конфискации частных и усадебных библиотек прервал традиции русского книгособирательства. В результате конфискации частных собраний погибло около двухсот коллекций. В годы гражданской войны очень многие библиофилы, прежде всего из ранее привилегированных слоев, погибли или эмигрировали за границу. Часть книжных коллекций была вывезена за рубеж, что положило начало собиранию русских книг в странах Западной Европы и особенно в Америке.
Революционные события в государстве привели к тому, что на книжном рынке появилось значительное количество ценных книг. Писатель М. А. Осоргин вспоминал: «Книги, выбрасываемые на рынок частными лицами, менявшими их на хлеб насущный, вообще потеряли всякую цену. И любопытно, что ниже всего ценилось то, что в обычное время разыскивалось как книжная редкость...». Составить хорошее книжное собрание в это время при наличии средств было довольно просто.
Основные типы личных библиотек советского времени во многом схожи с типичными собраниями дореволюционного периода: наряду с библиофильскими собраниями продолжали существовать рабочие библиотеки писателей, ученых, общественных деятелей. Книжные собрания научной и творческой интеллигенции советской формации все-таки отличались от аналогичных библиотек, сформированных в дореволюционное время. Значительно меньшее место в личных библиотеках стала занимать литература на иностранных языках, происходила дифференциация библиотек в зависимости от лояльности к власти: появились личные собрания, состав которых существенно отличался от набора литературы, доступной в государственных библиотеках. Хранение в личной библиотеке «идеологически вредных» книг особенно в период репрессий 1930-х гг. могло стоить их владельцу жизни. Формирование библиотеки, отвечающей устремлениям личности, становится одним из способов обретения свободы.
Одно из крупнейших книжных собраний принадлежало М. Горькому. Его библиотека, хранящаяся в Москве на его последней квартире, насчитывает свыше 10 000 томов. Эта библиотека имеет «отчизноведческий» характер: Горький приобретал книги не только по истории России, истории русской культуры и литературы, но и по истории русского быта, искусства, науки.
В отличие от библиотеки М. Горького библиотека А. А. Ахматовой не была столь обширна. Основу ее библиотеки составляли любимые книги, к которым она возвращалась на протяжении всей жизни: Гомер, Данте, Пушкин, Джойс и т. д. На составе библиотеки А. А. Ахматовой отразились особенности ее судьбы: кочевой образ жизни и материальные трудности не способствовали созданию большой библиотеки. Личная библиотека А. А. Ахматовой в Фонтанном доме в Петербурге – одна из нескольких библиотек, собранных ею на протяжении жизни, и насчитывает 350 книг. Основной ее раздел – литература о Пушкине и произведения самого Пушкина, что связано с пушкиноведческими интересами Ахматовой.
Книжное собрание каждого писателя неповторимо. В. Каверин писал: «Чтение – неотъемлемая часть литературной работы. Это не только мир литературного сознания, не менее важный, чем опыт реальной жизни. Это сопутствующее всей жизни писателя явление резонанса, без которого серьезно работать почти невозможно... Так отзываются в опыте чтения те струны, которые совпадают с кругом ваших намерений и профессиональных интересов». Именно круг намерений и профессиональных интересов, духовных поисков, открытий и заблуждений отражают и писательские библиотеки XX века. Путь писателя к собственной книге обязательно сопровождается книгой.
Книжные собрания деятелей искусства во многом схожи с библиотеками писателей, так как выполняют роль «творческой лаборатории», где рождаются замыслы. Достаточно назвать библиотеки С. Эйзенштейна, В. Мейерхольда, Б. М. Тенина, Ю. Завадского и др. Современный исследователь В. П. Нечаев пишет: «Личные библиотеки актеров, режиссеров, художников, критиков театра надо рассматривать как социально-психологический феномен, как своеобразный вид созидательной деятельности, так как их книгособирательство не замкнуто на самом себе, а имеет многообразные выходы в другие сферы духовной жизни».
Среди крупных библиотек общественных деятелей и политиков XX века нельзя обойти вниманием библиотеку В. И. Ленина в Кремле, которая насчитывала около 10 000 томов. По содержанию эта библиотека универсальна: от философии и социальных наук до книг по русской церковной старине и древнерусской архитектуре. Широко представлена в этом собрании художественная литература, русская и зарубежная. В настоящее время требуется переосмысление того огромного материала, который дает личная библиотека Ленина, с учетом новых, вошедших в научный оборот материалов но истории XX века. Многочисленные исследования библиотеки Ленина прошлых лет грешат неизбежной задаиностыо идеологических установок.
В советское время личные библиотеки имели представители самых различных профессий, а не только те, чья профессиональная деятельность была связано с наукой, культурой, искусством.
Характерной чертой истории книгособирательства советского времени является значительное увеличение количества личных библиотек по сравнению с предыдущим периодом и расширение социального состава их владельцев. Учителя, врачи, государственные служащие, рабочие, студенты, представители творческих профессий, как правило, имели различные по объему и содержанию книжные собрания. Большинство такого рода библиотек складывалось стихийно: книги собирались без специального принципа, из любви к чтению, из потребностей обучения, самообразования. Именно в советское время лозунг «Книга – лучший подарок» воплотился в жизнь: книги дарили, книгами награждали за успехи в учебе школьников и студентов, за производительный труд – рабочих и колхозников. Подаренные книги – один из существенных источников пополнения личных книжных собраний советского времени.
Следует выделить еще один тип книжного собрания советского времени, который получил широкое распространение уже в 1970-1980-е годы: это личные библиотеки, созданные из стремления подчеркнуть свой социальный статус и образованность. Мода на книги и книжный дефицит привели к созданию библиотек, где собирались книги, одобренные общественным мнением или книги, которые нужно было «доставать». Эти библиотеки скорее демонстрировались, чем использовались. В них собирались полные собрания сочинений классиков, серийные издания, дорогие книги по искусству. Такого рода книжные собрания отражали стереотипы «поведения-потребления»: наличие «стенки», заполненной собраниями сочинений и хрусталем, позволяло их владельцам причислять себя к определенному «привилегированному» слою общества. При смене ценностной шкалы в постсоветской России именно книги из этих собраний оказались в лучшем случае в букинистических магазинах, а в худшем – на помойках.
Б. Г. Клюев на основе газетных и журнальных публикаций, переписки с книголюбами и библиофилами и других источников приводит следующие сведения о количестве и тематике библиофильских собраний и крупных домашних библиотек в России последних десятилетий: «Общее количество библиотек, представляющих значительный интерес для культуры России, составляет от 10 до 15 тыс., а число библиофильских собраний вряд ли превышает 1500». Большинство библиотек принадлежит людям, профессиональные интересы которых непосредственно связаны с книгой. Для многих библиотека, кроме того, является рабочим инструментом: писатели, поэты, журналисты, букинисты, библиографы, сотрудники издательств и библиотек, научные работники, учителя, преподаватели вузов, художники, артисты, режиссеры, инженерно-технические работники, военнослужащие, врачи, рабочие и пр.

Коментарі

Anonymous
30.09.2013 15:03


6

Напишіть свій коментар

Календар подій

    12 3
4 5 6 7 8 910
1112 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
252627282930