Уважаемые пользователи! В июле и августе текущего года проводится обновление нашего информационного ресурса, поэтому возможны временные технические сбои при работе с сайтом
Просим прощения за неудобства
Главная Наш отдел Наши друзья Городской клуб любителей книги «Кобзарь» Заседания клуба "Кобзарь" Игорь Северянин: «Мне нравится унылая природа мне дорогого Севера…»

Игорь Северянин: «Мне нравится унылая природа мне дорогого Севера…»

1 декабря 2012 года состоялось очередное 465-е заседание клуба книголюбов «Кобзарь». С докладом о жизни и творчестве замечательного русского поэта, переводчика, мемуариста  Игоря Северянина выступил один из старейших членов клуба – Вайнштейн Э. Б.
Игорь Северянин – один из любимых поэтов Эдуарда Борисовича. На заседание он пришел с hand made книгой «Громокипящий кубок». Процесс изготовления такой  книги довольно трудоемкий: скачать текст в Интернете, сверстать, распечатать и переплести. К слову, Эдуард Борисович – мастер книжного переплета.
Он рассказал о том, как стихи Северянина вошли в его жизнь. И произошло это не так давно, ведь до 90-х годов книги поэта не издавались, первое неполное собрание сочинений появилось в России лишь в 1996 г.,  поэтому имя поэта было на слуху лишь у довольно узкого круга ценителей поэзии. И это несмотря на то, что звезда Игоря Северянина – одно из самых ярких на небосклоне Серебряного века.

Северянин Игорь (Лотарев Игорь Васильевич) родился 4 мая 1887 г. в Санкт-Петербурге. Его отец Лотарев Василий Петрович был отставным штабс-капитаном железнодорожного батальона, а мать - Наталия Степановна, урожденная Шеншина, приходилась дальней родственницей А. А. Фета. Образование будущий поэт получил в реальном училище г. Череповца (ныне – Вологодская обл.). Русский Север всегда славилась красотою своих девственных лесов, поэтому не удивительно, что именно здесь, на берегах северных рек Вологодчины явилась поэту  его Муза – Лесофея, отсюда и псевдоним поэта – Северянин. Отправной точкой своего творческого пути поэт считал 1905 год. Через пять лет он обрел широкую, с привкусом скандала, известность. Толпы экзальтированных поклонниц осаждали его автомобиль, засыпали поэта цветами. Их привлекали не только стихи, уводившие в несбыточные грезы, но и сам имидж Северянина - этакого «мистика» в черном сюртуке с бледным лицом и отрешенным взглядом. Его манера чтения своих стихов производила на слушателей неизгладимое впечатление:  стихи он не читал, а почти пел, «завывал». Известная писательница-мемуаристка Ирина Одоевцева вспоминала выступления Северянина: «… Он с таким самозабвением, упоением распевает. Он как будто впал в транс. Прервать его – всё равно что разбудить лунатика. Я продолжаю слушать его, знакомые мне с детства, поэзы… Я как будто впервые слышу их, и они очаровывают меня. Пошлость, вульгарность, изыски? Да, конечно. Но это всё наносное, несущественное. В этих, пусть смехотворных, стихах явно слышатся, несмотря ни на что, «вздохи муз, и звоны лиры, и отголоски ангельского пения». В них высокая, подлинная поэзия…Я всё сильнее подпадаю под власть его необычайного чтения-пения, «гипнотически» действующего и на меня. Я закрываю глаза, я тону, я иду на дно этого искромётного громокипящего водоворота поэзии».
В начале 1910-х гг. Игорь Северянин основал новую поэтическую школу «эгофутуризма», которая распалась через год. Огромный успех имели сборники его стихов «Громокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915). О «Громокипящем кубке» очень доброжелательно отозвались ведущие поэты Серебряного века – Ф. К. Сологуб, Н. С. Гумилев, А. А. Блок. Эта книга навсегда осталась жемчужиной  поэтического наследия Игоря Северянина.
До отъезда в Эстонию поэт выпустил еще пять книг, много разъезжал по стране с «поэзоконцертами». Слава его росла, а 27 февраля 1918 г. в Москве в Политехническом музее упрочилась тем, что он выиграл конкурс на титул «короля русских поэтов».

Отныне плащ мой фиолетов,
Берэта бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
(«Рескрипт короля» 1918)

В том же году поэт оказался в эмиграции, отрезанный от Родины новой государственной границей Эстонии, где они с матерью давно и регулярно снимали дачу в небольшом рыбацком поселке Тойла. Здесь, женившись на эстонской поэтессе Фелиссе Круут, он прожил более пятнадцати лет.
За границей Северянин продолжал активную творческую деятельность. Он выпустил несколько поэтических книг, лучшими из которых и последними стали собранные в тридцатых годах «Медальоны» и «Классические розы». Освоил крупные жанры - лирической поэмы и «романа в строфах». Не прекращал концертной деятельности. Лирика И. В. Северянина в значительной мере была рассчитана на авторское исполнение. Живя в Тойла, он часто выступал в Таллинне и Тарту, совместно с женой давали «поэзоконцерты» в Латвии, Литве, Германии, Финляндии, Польше, Чехословакии, Югославии, Франции, Швейцарии, Болгарии, Румынии, Норвегии.
Игорь Северянин, много переводивший стихотворения эстонских поэтов, исполнял со сцены как свои стихи, так и свои переводы из эстонской лирики. Фелисса Круут в эстонском национальном наряде читала в оригинале переведенные им стихотворения.
В 1922-1923 гг. одна за другой, создав цельность трилогии, явились в свет три автобиографические  поэмы: «Падучая стремнина», «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», где с новой силой поэт образно воплотил любовь к стране детства - новгородскому (вологодскому) Северу.
В любви к природе Русского Севера, в «ручейковой» и ласковой лирике Северянина, в полной мере раскрывается  «простая, как день весны» душа поэта:

Мне нравится унылая природа
Мне дорогого Севера с красой
Свободного славянского народа
С великою и с гордою душой.

Весной 1935 г. Игорь Северянин, расставшись с Фелиссой Круут-Лотаревой, уехал из Тойлы в Таллин, где учился их сын Вакх Лотарев. Спутницей его жизни в последние годы стала В. Б. Коренди, не оставившая следа в его позднем творчестве. Материальные затруднения не позволили новой семье жить в столице, и она кочевала по эстонским городам и поселкам: Нарва, Венскюла, Усть-Нарва, где застало их установление советской власти в Эстонии и начало войны.
Игорь Васильевич Северянин скончался от сердечного приступа 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллине и был похоронен на Александро-Невском кладбище.  На его могильном камне высечены слова из позднего стихотворения поэта «Классические розы»: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб».

И. Северянин и В. Маяковский: отрывок из воспоминаний Бенедикта Лившица «Полутораглазый стрелец»

Библиограф рекомендует: http://www.poet-severyanin.ru/
http://www.stihi-rus.ru/1/Severyanin/

 

Книги И. Северянина из фондов ХОУНБ им. О. Гончара

Комментарии

ольга лянсберг
05.12.2012 11:42

Наташа, спасибо за подсказку об ошибке. Она сделана "машинально". Наверное, "ЯЩ" сбил меня с толку. Книжка, которую "смастерил" Э.Б. Вайнштейн, конечно же, называется  "Громокипящий кубок" . Но мне так приятно, что статьи на нашем сайте не просто просматривают, А ЧИТАЮТ!
Наталья
05.12.2012 10:15

Очень интересно! А почему такое название - "Громкоговорящий кубок"?

Напишите свой комментарий

Календарь событий

   1234
567891011
12 131415161718
19202122232425
262728293031