Емельянов М. А. Г. В. Курнаков - художник и книголюб
Емельянов М. А.
Г. В. Курнаков – художник и книголюб
В начале 1957 года волею судьбы я оказался в Херсоне. После армейской службы этот южный город Украины я избрал постоянным местом жительства. Вызвал из Ленинакана (Армянская ССР) семью, быстро нашёл квартиру. С работой тоже повезло – из Запорожья в Херсон перевели Дом офицеров и меня пригласили на должность заведующего кабинетом самообразования офицеров. Так налаживалась моя жизнь на новом месте. Постепенно я стал знакомиться с учреждениями культуры города. Побывал в областной библиотеке, посетил краеведческий музей, посмотрел несколько спектаклей в музыкально-драматическом театре. Он размещался тогда в здании Дворца культуры судостроителей.
В этом году весна была ранней. Стояли погожие тёплые дни и я решил побывать в парке имени В. И. Ленина. Там моё внимание привлекли толпившиеся около летнего театра люди. Оказывается, собрались они по случаю 70-летия со дня рождения херсонского художника Курнакова. Из любопытства я тоже зашёл в театр. Собрание уже началось. На сцене в президиуме наряду с виновником торжества были и другие художники. Особенно придавало важность и значимость событию то, что среди них сидели первый секретарь обкома партии П. М. Елистратов и председатель городского совета Л. В. Данилов. Были восторженные выступления, ответное слово самого юбиляра и небольшой концерт. Так я впервые узнал, что в Херсоне живёт художник Г. В. Курнаков. Вскоре была ещё одна встреча, связанная с этим именем.
Я тогда снимал квартиру по улице Перекопской в доме № 108. На этой же улице в то время проживал в собственном доме Георгий Васильевич. Однажды я увидел его стоящим около своего дома в ожидании кого-то. Тут подъехала автомашина. Из неё вышел П. М. Елистратов. Они обнялись, о чём-то поговорили. Г. В. Курнаков открыл дверь калитки, пропустил гостя вперёд, оба оказались во дворе большого дома. Я тогда никак не мог понять, что их роднило. С одной стороны художник, не имеющий в то время никаких званий и наград, с другой – знатное лицо в области – первый секретарь обкома партии, депутат Верховного Совета СССР. Почему-то два этих события, связанные с Курнаковым, заинтриговали меня.
Я стал посещать выставки местных художников. Там видел наряду с полотнами других авторов и работы Г. В. Курнакова. Они производили на меня хорошее впечатление. Я решил хотя бы один его этюд иметь в своем собрании. Вскоре мне повезло – я приобрел в Художественном салоне картину Георгия Васильевича «Днепр под Херсоном», написанную в 1947 году. Картина была оформлена в паспарту. По моему заказу столяр изготовил для неё раму. Так в моей квартире появилось первое оригинальное произведение изобразительного искусства. В дальнейшем я стал собирать не только этюды Г. В. Курнакова, но и работы других художников. Этому способствовали постоянные встречи с Георгием Васильевичем. А началом послужило одно событие.
В один из сентябрьских дней 1966 года в Дом политического просвещения обкома партии, где я тогда работал, зашёл известный в городе книголюб В. А. Быстров. Поздоровался и, прежде чем сесть на предложенный мной стул, положил на мой письменный стол свёрток. «Что это такое?» – спросил я его. «Это вам подарок» – ответил Владимир Андреевич. «От кого?» – недоуменно спросил я. «Раскроете, узнаете» – ответил он. Я неторопливо развернул сверток, похожий на бандероль и увидел книгу. Это была «Пиковая дама» А. С. Пушкина с иллюстрациями А. Бенуа, изданная в Петрограде в 1917 году. На титульном листе была сделана дарственная надпись: «Михаилу Андреевичу с глубоким уважением Г. Курнаков 24.09.66».
Всё происшедшее в эти минуты для меня было полной неожиданностью. Это был дорогой подарок. Подобной книги в моей библиотеке не было. Я мечтал о приобретении её. Но все попытки не давали положительного результата. И вот теперь, благодаря щедрости херсонского художника Г. В. Курнакова, она появилась в моей Пушкиниане. И главное, ко времени. Впереди памятная дата: через четыре месяца, в январе 1967 года, в стране будет отмечаться 130-летие со дня гибели великого поэта.
Я поблагодарил В. А. Быстрова за доставленный мне подарок и попросил передать Георгию Васильевичу мою искреннюю благодарность за внимание ко мне и сказать ему о моём намерении в ближайшее время встретиться с ним.
Вскоре первая встреча с Г. В. Курнаковым состоялась. Она проходила не в доме по улице Перекопской, в котором он прожил многие годы, а на квартире в доме 26/2 по проспекту Ушакова, куда он сравнительно недавно переехал и еще по-настоящему не обустроился. Г. В. Курнаков представил мне супругу Надежду Тихоновну, сказав: «Это моя половина». Прежде всего, я поблагодарил Георгия Васильевича за «Пиковую даму» и добавил, что всегда буду помнить о его даре. В ответ он произнес: «Зря беспокоитесь, я рад, что книга пришлась ко двору. Мне В. А. Быстров сказал, что вы влюблены в Пушкина, собираете всё, что связано с его жизнью и творчеством. Я всегда стараюсь помогать чем-то увлечённым людям». И, взяв меня под руку, повёл по квартире, показывая свои апартаменты. Как экскурсовод давал пояснения. Зашли в самую большую, с двумя окнами, комнату. «Это моя мастерская», – сказал Г. В. Курнаков. В ней стояли диван, ломберный и журнальные столы, два массивных кресла. В углу шкаф для посуды. В нём стояли различных форм и размеров вазы из фарфора, хрусталя, стекла. Картины были развешены на стенах комнаты, а большая часть их, как потом я узнал, хранилась в подсобном помещении.
Вторая средняя комната с одним большим окном была отведена под столовую и библиотеку. В центре, занимая большую площадь, господствовал четырёхугольный обеденный стол в окружении нескольких массивных стульев. А в противоположной от окна глухой стене размещались шкафы с книгами.
Третья комната, не более 12 квадратных метров, служила спальней. В ней стояли деревянная кровать, платьевой шкаф и комод с зеркалом. К прихожей примыкали кухня, ванная, санузел. Они тоже были небольших размеров.
Во всех комнатах, кроме книжных шкафов в библиотеке, размещалась старая мебель, тронутая временем и потерявшая прежний вид. По словам Георгия Васильевича, она досталась ему в наследство от родителей.
После осмотра квартиры я и Г. В. Курнаков возвратились в мастерскую, уселись на диван и продолжили разговор. Мы как бы изучали друг друга. Возникало много вопросов. Инициатива исходила от хозяина. Он интересовался моей родословной, образованием, профессией, семейным положением. Подслушав наш разговор, Надежда Тихоновна (она в то время была в столовой) и, узнав, что я русский и родился на Тамбовщине в глухом селе в 40 км от Мичуринска, не выдержала, вошла в мастерскую и произнесла: «Оказывается, мы земляки. Я тоже россиянка и родилась, правда, не в селе, а в небольшом купеческом городе Ельце. Это тоже недалеко от Мичуринска. Ваш город тогда назывался Козлов» и, подвинув стул к дивану, села рядом с нами. Беседа продолжалась. Чете Курнаковых пришлось по душе, что я гуманитарий, окончил институт культуры, проявляю большой интерес к литературе, собираю книги, интересуюсь искусством. Ещё долго продолжался разговор уже в столовой за чашкой чая. Только под вечер мы расстались. В конце беседы Георгий Васильевич сказал: «Считайте, что мы познакомились, теперь будем встречаться чаще, инициатива должна исходить от Вас».
На протяжении многих лет продолжались мои дружеские отношения с Г. В. Курнаковым. Сколько было встреч – вспомнить трудно. Чаще всего они проходили в выходные и праздничные дни. Разговор в основном шёл о духовной жизни общества, о литературе и искусстве, о его творческой деятельности, о творчестве других художников.
У Г. В. Курнакова помимо живописи была еще одна страсть – любовь к книге.
Как вспоминал Георгий Васильевич, собирать литературу он начал с самого раннего возраста. В его библиотеке мы встречаем книги, приобретённые Курнаковым еще в начале XX века.
Комплектование библиотеки шло в основном через книжные магазины Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Николаева, Симферополя и, конечно, Херсона. До революции в Херсоне на улице Суворова размещались книжный магазин и переплётная мастерская М. О. Шаха. Здесь Г. В. Курнаков был частым посетителем, приобретал книги, альбомы, открытки, репродукции известных художников.
Не обходил стороной Георгий Васильевич и херсонский рынок. В специальных рядах среди галантерейных изделий, домашних поделок, церковной утвари продавались и книги. В этом развале он нередко находил интересные издания.
Основным периодом в собирательстве библиотеки Г. В. Курнаков считал советское время. В эти годы появилась государственная торговля, расширилась сеть книжных магазинов, увеличилось число названий и тиражи книг по изобразительному искусству.
Когда знакомишься с библиотекой Г. В. Курнакова, то всю литературу в ней можно условно разделить на такие отделы. Это «Зарубежное изобразительное искусство», «Изобразительное искусство России и Украины», «Изобразительное искусство народов СССР».
Не сохранились, но были в библиотеке хорошая подборка книг художественной литературы и большая коллекция открыток с репродукциями картин известных художников.
В каждом из этих отделов были представлены книги, раскрывающие историю изобразительного искусства той или иной страны, творчество крупных мастеров кисти.
По изобразительному искусству Западной Европы в библиотеке имеются монографии и альбомы, посвящённые Англии и Франции, Испании и Италии, Германии и Австрии, Бельгии и Голландии, Венгрии и Чехословакии, Польши и Румынии.
Что касается представителей художественного мира зарубежных стран, то в библиотеке Г. В. Курнакова имеются материалы о живописцах, графиках, скульпторах Франции, Италии, Испании, Голландии, США и других государств, живших в XVI-XX вв. Это альбомы с репродукциями картин, книги, оттиски журнальных статей, посвящённых творчеству Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Ван Гога, Рокуэлла Кента.
Наиболее полно представлена французская школа. Это связано с особым отношением Георгия Васильевича к художникам этой страны.
В собрании есть литература о Пуссене – живописце и рисовальщике, наиболее последовательном представителе классицизма в искусстве; Коро - живописце, создателе французской реалистической живописи; Курбе - живописце, представителе и теоретике реализма; Сезанне – живописце, представителе постимпрессионизма, а так же живописцах, графиках, скульпторах - Ренуаре, Гогене, Домье, Ватто, Милле, Доре, Родене, Делакруа, Мане, Марке, Пикассо.
Значительное место в библиотеке Г. В. Курнакова занимает литература о развитии изобразительного искусства в России. Наряду с общими работами по этому вопросу в собрании представлено большое количество книг, монографий, альбомов, посвящённых отдельным художникам, скульпторам, искусствоведам. Невозможно перечислить всех деятелей изобразительного искусства России, кому собиранием книг выразил своё внимание Георгий Васильевич. Это не единицы, а десятки имен.
По-особому он ценил и понимал творчество художников второй половины XIX века, входивших в прогрессивное российское демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. В этом объединении были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, братья A. M. и В. М. Васнецовы, А. К Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и другие. От одной до нескольких книг есть в библиотеке Г. В. Курнакова о каждом из этих художников.
Возьмём пейзажиста И. И. Левитана, которого особенно любил Георгий Васильевич, преклонялся перед его талантом и творчеством. О Левитане собрано семь книг. Это сборник писем, документов, воспоминаний, альбомы, каталоги выставок. Завершает эту подборку редкая богато иллюстрированная книга С. Глаголя и И. Граборя «Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество», изданная до революции московским издательством И. Н. Кнебеля.
Этим же издательством были выпущены монографии о жизни и творчестве русских живописцев М. В. Нестерове и В. А. Серове, которые также имеются в библиотеке Георгия Васильевича.
Есть в его библиотеке литература о художниках Украины, начиная с представителей реалистического направления в украинском искусстве (Т. Г. Шевченко, К. А. Трутовский) и кончая мастерами 2-ой половины XIX - начала XX вв. идейно и творчески связанных с русскими передвижниками (К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко, С. И. Васильковский, Н. С. Самокиш).
Литература о советском изобразительном искусстве занимает особое место в библиотеке Г. В. Курнакова. Его всегда интересовало творчество не только художников Российской федерации, Украины, но и других республик (стран СНГ), вот почему на книжных полках в одном ряду можно видеть монографии, альбомы, каталоги выставок произведений Герасимова С. В. и Сарьяна М. С., Богаевского К. Ф. и Тоидзе М. И., Бродского И. Й. и Бялыницкого-Бирули В. К., Непринцева O. M. и Салахова Т., Пластова А. А. и Налбандяна Д. А., Кончаловского П. П и Туржанского Л. В., Решетникова Ф. П. и Божий М. М., Рылова А. А., Шовкуненко А. А., Фаворского В. А. и Касияна В. И. и других известных мастеров живописи и графики.
Г. В. Курнаков стремился всегда быть в курсе событий в художественном мире. Он интересовался работой художественных музеев, картинных галерей, организацией художественных выставок и, по возможности, стремился их посещать. В его библиотеке по этой тематике имеется целая подборка альбомов, каталогов, путеводителей. Только о крупных музеях и картинных галереях насчитывается около 30 книг. Среди них «Каталог художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» (М.,1913), «Императорский Эрмитаж. Каталог картинной галереи» в 3-х частях, составленный А. Сомовым (СПб, 1897-1900).
Здесь же два выпуска альбомов Дрезденской галереи, изданные в ГДР (Лейпциге) в 1964, 1967 гг. на высоком полиграфическом уровне.
Что касается каталогов художественных выставок, то в библиотеке Георгия Васильевича их насчитывается около 50, начиная с 1910 года и кончая 1975 годом.
Из дореволюционных каталогов представляют большой интерес каталоги передвижных художественных выставок, проводимых Товариществом передвижников и объединением "Мир искусства".
Регулярно стали проводиться в СССР художественные выставки с развитием советского изобразительного искусства. Особенно много организовывалось Всесоюзных, республиканских, областных выставок в честь памятных и знаменательных дат. К этим выставкам, как правило, издавались каталоги. Такие каталоги есть в библиотеке Г. В. Курнакова – посвящённые 20-летию, 40-летию и 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 40-летию ВЛКСМ, 300-летию воссоединения Украины с Россией, 50-летию Первой русской революции.
Свыше 40 каталогов из его собрания раскрывают содержание персональных художественных выставок живописцев и графиков.
Всегда интересовали Георгия Васильевича работы крупных искусствоведов, теоретиков и историков изобразительного искусства. Гордостью его библиотеки являются труды: Бенуа А. «История живописи всех времен и народов» в четырёх томах (СПб., 1912-1915), Мутер Р. «История живописи в XIX в.» в трёх томах (СПб., 1899-1901), Глаголь С. «Очерки истории искусства в России» (М.,1913).
В собрании Г. В. Курнакова имеется целый ряд книг по изобразительному искусству советских искусствоведов: Федорова-Давыдова А. А., Алпатова М. В., Чегодаева А. Д.
Наряду с книгами по изобразительному искусству, Г. В. Курнаков приобретал и художественную литературу. В этом вопросе он всегда находил поддержку своей супруги Надежды Тихоновны. Она в основном собирала этот раздел библиотеки. Особо их интересовало творчество А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского, В. Г. Лидина.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Георгий Васильевич перечитывал по несколько раз. Он мог наизусть воспроизводить отрывки, как он выражался, из этих шедевров. Особенно те места, где описывается природа.
Ни дня без газет и журналов – таков был девиз Георгия Васильевича и Надежды Тихоновны Курнаковых. Часть периодики они получали по подписке, а большинство газет и журналов приобретали в киоске. В библиотеке сохранились некоторые искусствоведческие журналы. Это отдельные номера «Аполлона» за 1914-1917 гг., «Искусство» за 1933-1967 гг., «Творчество» за 1957-1967 гг., «Художник» за 1959-1967 гг.
Г. В. Курнаков не только просматривал полученную периодику, но и глубоко изучал понравившиеся статьи, особенно по изобразительному искусству, применяя при этом излюбленную форму – подчёркивание отдельных мест в тексте карандашом.
Любовь к книге, собирание библиотеки – все это заставляло Георгия Васильевича поддерживать связь с книголюбами. В разные годы в его доме часто бывали известные херсонские краеведы и любители литературы – С. А. Сильванский, А. С. Петражицкии, А. А. Коляда, В. А. Быстров и другие.
Г. В. Курнаков охотно предоставлял своё книжное собрание художникам, преподавателям вузов, техникумов, учителям школ – тем, кто любит книгу, произведения изобразительного искусства. Всячески осуждал своих собратьев по кисти, которые не проявляли интерес к литературе, не имели личных библиотек. О такой категории людей он обычно говорил: «И что же сделаешь, если их обидел Бог». Сам Георгий Васильевич был не только книголюбом, но и пропагандистом книги. И когда в Херсоне в 1966 году был создан городской клуб любителей книги «Кобзарь», он в числе первых стал посещать его заседания и выступать на них с докладами. Им были сделаны доклады: «О 100-летии творчества передвижных художественных выставок», «О 125-летии со дня рождения русского живописца В. М. Васнецова», «О 100-летии со дня рождения русского поэта, переводчика, художника М. А. Волошина» и др.