Лянсберг О.В. "Всё это издание есть драгоценный материал для истории..."
«Bсё это издание есть драгоценный материал для истории…»
14 февраля в областной научной библиотеке им. О. Гончара состоялась презентация первого тома репринтного издания «Русские портреты XVIII и XIX веков» (1905). Прежде чем говорить об его исторической и художественной ценности, необходимо хотя бы вкратце остановиться на личности издателя – Великого Князя Николая Михайловича Романова (1859-1919), внуке императора Николая I и племяннике Императора Александра II. По словам А. Бенуа, Николай Михайлович был «самым культурным и самым умным из всей царской фамилии». Следуя семейной традиции, он сделал блестящую военную карьеру, но его подлинным призванием были науки – энтомология и, в первую очередь, история. Им были изданы 18 исторических трудов, ценность которых заключается в уникальности документов (князь имел доступ к архиву Романовых), четком изложении материала и великолепном русском языке. Признанием заслуг Николая Михайловича как ученого-историка стало избрание его почетным членом суперэлитной организации – Императорского Русского исторического общества и иностранным членом Французской Академии. Остается только предполагать, сколь много ценного для истории смог бы сделать этот человек, если бы не большевистская пуля, оборвавшая его жизнь в 1919 году.
Стерты временем следы пребывания Великого Князя на Херсонщине: имение Николая Михайловича – Грушевское, где он отбывал ссылку в январе-феврале 1917 года, похоронено на дне Каховского водохранилища. И лишь Херсонский краеведческий музей хранит его дары – первый том комментированного иконографического издания «Русские портреты XVIII - XIX столетий…» (всего было издано пять томов). Это более 1100 портретов кисти Брюллова, Кипренского, Тропинина, Рокотова и других знаменитых, а также талантливых доморощенных крепостных художников. Перед нами императоры и полководцы, царедворцы и фавориты, ученые и люди, не оставившие о себе исторической памяти. А в целом – это персонифицированная история, огромный исторический портрет эпохи. Каждый портрет сопровождается биографическим очерком. По сути дела, это издание является изобразительным русским некрополем.
Издание осуществлялось с 1905 по 1909 год; печаталось в одной из лучших типографий Петербурга.
В предисловии к первому тому Николай Михайлович писал: «Цель будет достигнута, если издание даст значительное число портретов русских людей второй половины XVIII и начала XIX столетий, и если этим путем издателю удастся сохранить навсегда изображения, оригиналы которых, быть может, погибнут затем от времени и неблагоприятных условий хранения или бесследно исчезнут, как это часто случается, в составе целых обширных и ценных фамильных собраний».
Остается только удивляться его историческому чутью: на сегодняшний день часть портретов, воспроизведенных в издании Великого Князя, погибла в годы революций и войн, растворилась в частных коллекциях за рубежом. Таким образом, само издание «Русские портреты…» стало являться первоисточником для ученых, исследователей эпохи.
Однако тираж его был очень невелик - 600 экземпляров. Это издание стало библиографической редкостью уже в момент своего появления. Прошло почти 100 лет. Очень бурных. Книги погибали также, как люди, картины. И сегодня далеко не каждый музей, не говоря даже о библиотеках, располагает этим раритетом.
О переиздании "Портретов", учитывая принадлежность издателя к царской фамилии, в советское время не шло и речи. Сегодня это стало возможным, И отрадно, что областная научная библиотека, несмотря на тяжелое финансовое положение, изыскала возможность приобретения этого издания. Произошло это благодаря настойчивости председателя клуба любителей книги Е.А. Потапова, исследователя жизни Н.М. Романова. По его инициативе и при непосредственном участии и была проведена презентация уникального книжного издания. Большой интерес на презентации вызвало выступление Председателя Херсонского губернаторского дворянского собрания В.Б. Жарких-Шмигельского.
Ольга Лянсберг
«Площадь Свободы». – 2001. – №10.
Коментарі