Лянсберг О.В. Владимир Ленский в Херсоне
ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ В ХЕРСОНЕ
В фонде Херсонской областной научной библиотеки им. Олеся Гончара хранятся две небольшие книжечки – херсонские ежегодники, изданные в типо-литографии К.Д. Шрейбера в начале XX века. Это издания справочного характера – иллюстрированные адрес-календари на 1904 и 1905 год. Помимо адресных сведений, святцев, рекламных объявлений, они содержат фотографии видных деятелей Херсона, общественных зданий, план театра (с указанием цен на билеты) и т.д. Для исследователя-историка эти издания – источник ценнейшей информации. Обложки и титульные листы календарей выполнены в стиле «модерн» по собственному рисунку издателя – Владимира Ленского, о чем свидетельствует его подпись в левом нижнем углу рисунка. В истории херсонского книгоиздательства это первый случай, когда издатель, составитель и художник были представлены в одном лице.
Так кто же такой Владимир Ленский, какими ветрами занесло в тихий провинциальный Херсон человека с такой романтической фамилией и внешностью?
Ключ к разгадке можно найти в биографическом словаре «Русские писатели» (Т.3. – М., 1994), где наиболее полно представлены сведения о Владимире Ленском. Итак, как и следовало ожидать, «Ленский» – это творческий псевдоним русского поэта, писателя и журналиста Абрамовича Владимира Яковлевича. Родился он 4(16) марта 1877 году в Таганроге. Учился в таганрогской гимназии и Килийском городском училище (в Бессарабской губернии). В кишинёвской гимназии сдал экзамен на звание аптекарского ученика, затем в Харьковском университете получил диплом помощника провизора. До 1901 года служил в аптеках городов Южной России. Первые публикации Ленского относятся к 1898 году: в газете «Таганрогский вестник» были опубликованы его стихи и рассказ. В 1900 году его стихи появляются на страницах столичных журналов.
С 1902 года Владимир Ленский – постоянный сотрудник газеты «Юг», которая по праву считается первенцем херсонской печати. Газета пользовалась большой популярностью среди читающей публики. Помимо официальных материалов, в ней печатались передовые статьи о главных событиях общественной жизни, зарубежные новости, биржевая хроника, освещались городские и земские дела, события спорта, реклама. В гуманитарном блоке были представлены оригинальные и переводные рассказы, стихи, библиография, фельетоны. Очевидно, что издатель-редактор Гошкевич В.И. стремился сделать газету, не уступающую по своему уровню столичным. А для этого была необходима, как сейчас принято говорить, «команда единомышленников». И Гошкевичу удалось ее создать. Владимир Ленский был одним из членов этой команды.
Этот период его литературной деятельности оказался вне поля зрения исследователей. Публикации Ленского в газете «Юг», а также херсонские адрес-календари, изданные им, отсутствуют в библиографии работ литератора, представленной в энциклопедических изданиях. В 1902 году Владимир Ленский на страницах «Юга» опубликовал свои первые рассказы «Подвох», «Грех», «Никогда», «Бобыль», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Филька», а также статья о творчестве Н.А. Некрасова «Поэт-гражданин» и стихотворения «В одиночестве», «Вечер», «Новый год» (1903), «После дождя» (1909).
Помимо работы в «Юге», Ленский заведовал херсонским отделением одесской газеты «Южное Обозрение». Он занимался оформлением подписки на газету, а также вел рубрику, в которой помещались херсонские новости и публиковались фельетоны на местные темы.
В конце 1905 года Владимир Ленский покинул Херсон и обосновался в Петербурге. В северной столице он проживет всю свою недолгую жизнь.
С 1905-го по 1917-й – период активной творческой деятельность Ленского. Он печатал стихи и прозу в журналах «Образование», «Нива», «Новый журнал для всех», «Всеобщий журнал», «20-й век». Благодаря своему брату – Абрамовичу Николаю Яковлевичу, впоследствии ставшему известным историком русской литературы, критиком и писателем, Владимир Ленский вошел в группу литераторов, близких к М.П. Арцибашеву. Печатался в его сборнике «Жизнь» (СПб, 1908) и многих альманахах.
В 1907 году в Санкт-Петербурге вышел первый сборник стихов Владимира Ленского «Утренние звоны» с обложкой по его собственному рисунку в стиле модерн. Отзывы о книге были крайне резки. Оставалось радоваться только тому, что имя одного из критиков – Александр Блок. В своей статье «Литературные итоги 1907 года» он дал оценку первой книге молодого поэта: «Г-н Владимир Ленский написал «Утренние звоны». В первой строке он предупреждает : «Утренние звоны – длинны, монотонны». Гнетущее однообразие этой банальной из банальных книги объясняется тем, что автор её хочет только «тихо умереть», что у него постоянно «кто-то» «где-то» ничего-то не делает, что заранее усталой душой он совершенно пассивно относится ко всему, что его
Душа без жизни, без огня,
Чиста, пуста до дна.
Зачем в книжке три отдела, когда всё это – «настроенья позабытых снов», когда во всех этих отделах одинаково мало даже скверных рифм (вроде «ея – бытия», «кровь – облаков»), даже заимствованных сочетаний слов ( вроде «поздних сожалений» – из А Толстого), даже неправильностей в размере и языке (вроде «кружев» – с ударением на последнем слоге), даже чудовищных пошлостей (вроде «грёз несмелых»)? Подавляющее количество эпитетов заставляет окончательно забыть всю книгу : ни одна строка не западает в душу, хотя есть сносные строфы и строки, вроде « шел ветер, полный звона»; но о ветре много поэтов говорило лучше Вл. Ленского – и похоже на него. Кстати, надеюсь, что «Владимир Ленский» – псевдоним, правда, немного слишком ответственный, но уж тут не нам судить. <…>Итак, Вл. Ленский – поэт «настроений позабытых снов», он – ещё новый певец «невыразимого» в плеяде современных лириков. Нам известно, что на днях к этому стану примкнут еще некоторые певцы, уже газеты угрожающе оповестили об этом читающую публику. Таким образом, время Бальмонта, надо полагать, прошло, скипетр его передан Вл. Ленскому. (Собр. соч. в 8 т. Т.5. – М., 1962. – С. 230-231).
Несмотря на столь уничтожающий отзыв о своей первой книге, Ленский продолжал творить. Следующий сборник его стихов выйдет в Москве в 1917 году. Однако за этот небольшой временной отрезок он успеет написать 10 романов и почти все они выдержат несколько переизданий: «Трагедия брака» (1911, 1913, 1915), «Песня крови» (1912, 1913), «Больная любовь» (1913, 1914), «Вечная драма» (1913), «Под гнездом аиста» (1913, 1917), «Белые крылья» (1914, 1916), «Зори ночные» (1915), «Демон наготы» (1916), «Игра» (1917), «Черный став» (1917).
Собрания сочинений Владимира Ленского издавались в Петербурге (т.1-7, 1910-1913) и Москве (т.1-14, 1916-1917). Помимо романов, в них вошли повести, рассказы и стихи.
Критики были скупы на комплименты писателю. Его обвиняли в приверженности к темам больной страсти, греха, смерти; в женской впечатлительности и нервной неустойчивости. В единственной обстоятельной статье В. Полонского о творчестве Владимира Ленского, романам писателя было дано определение – «несложная драма несложных душ». Критик отмечал, что «героини писателя, как сёстры родные, похожие одна на другую, только и знают, что мечтать о счастье; <…> все мужчины Ленского думают только о женщине, женщины – наоборот. Всеми владеет эротический зуд…» (Свободный журнал. – 1914. – №8).
Но, сколько бы не ругали критики романы Владимира Ленского, нельзя не обратить внимание на то, что его произведения неоднократно переиздавались, причем немалыми тиражами. Его книги были востребованы.
Лучшим произведением писателя считается роман «Под гнездом аиста», навеянный воспоминаниями о юности, проведенной в Бессарабии. «Благородно-эпической, спокойно-художественной вещью» назвал это произведение известный критик И.М. Василевский, активно борющийся с декадентством, пошлостью и порнографией в литературе, считавший Ленского «одним из многих», жертвой «литературного рынка» (ЖЖ. – 1915. – №17. – С.18).
1917 год стал переломным в творческой биографии писателя. Он так и не смог найти своё место в советской действительности. Герои романов Владимира Ленского не были героями нового времени. После революции он написал историческую драму из эпохи У. Тайлера «Союз восстания» (1919); в 1925 году издал несколько сказок в стихах («Ванька с Танькой», «Как на Руси лапти перевелись», «Лень-ленище», «Чепуха чепушистая», сборник рассказов «Сморчки» (1928), отдельные рассказы («Рабочий Емельянов» (1926), «Отец» (1927), «Тиша» (1927).
И все…
Вскоре состоялась и физическая расправа с «богемствующим» писателем. 7 ноября 1930 года Владимир Ленский был арестован по обвинению в причастности к «антисоветской нелегальной группе литераторов «Север». 20 февраля 1931 года приговорён к десяти годам лагерей. В заключении он находился в Соловецком лагере. Умер 14 марта 1932 года.
Так печально закончились земные дни этого талантливого человека.
Современный читатель с творчеством Владимира Ленского, к сожалению, не знаком. В наши дни его книги не переиздаются, лишь в 1993 году в Москве вышел в свет сборник произведений Ленского «Трагедия брака» (серия «Русская любовь»). И все же, при желании каждый может прикоснуться к творчеству этого поэта и писателя. Для этого надо всего лишь послушать романс «Вернись, я всё прощу…».
Стихотворение Владимира Ленского, положенное на музыку композитором Борисом Прозоровским в 1925-1928 годах, стало популярным романсом, а его строчка «Вернись, я всё прощу» – крылатым выражением. Композитор посвятил этот романс певице Тамаре Церетели, спутнице своей жизни. Исполняла романс и Екатерина Юровская.
В её дискографии, помещенной в сборнике "Очи черные" (М., 2004), романс трижды дается с другим авторством: "Б. Прозоровский - Б. Тимофеев" (пластинка фирмы "Музтрест", 1932 г., 2476; пластинка ленинградского завода "Ленмузтрест", 1939-1940 гг., 2332; пластинка Ногинского и Апрелевского заводов, 1940 г., 10255, под загл. "Вернись, я все прощу"). То же самое – в дискографии Тамары Церетели (1900-1968) (пластинка культуробъединения "Музтрест" ВСНХ РСФСР, Москва, 1932 г., 2514). Понятно, что репрессированный поэт не мог быть указанным в качестве автора слов на пластинках того времени.
Вернись, я все прощу: упреки, подозренья,
Мучительную боль невыплаканных слез,
Укор речей твоих, безумные мученья,
Позор и стыд твоих угроз.
Я упрекать тебя не стану и не смею:
Мы так недавно, так нелепо разошлись.
Ведь ты любил меня, и я была твоею!
Зачем же, зачем же ты ушел? Вернись!
О, сколько, сколько раз вечернею порою
В запущенном саду на каменной скамье
Рыдала я, забытая тобою,
О милом, дорогом, о розе, о весне.
Я счастье прошлое благословляю.
О, если бы мечты мои сбылись!
Ведь я люблю тебя, люблю и проклинаю!
Отдай, отдай мне снова жизнь, вернись!
Интересно, что на романс «Вернись, я всё прощу…» есть и ответный романс – «Я не вернусь!» (музыка Б. Прозоровского, слова Касаткина).
Я не вернусь; душа дрожит от боли,
Я страсти призраком, поверь, не обманусь…
Достойным быть мне хватит силы воли,
Ты так и знай - я не вернусь.
В чужом краю, ко всем страстям холодный,
Страдальцем дни скорей влачить решусь.
Оковы прочь, хочу я быть свободным.
О, не зови, я не вернусь.
Не посылай своих мне писем милых,
Я этих строк любви, лукавых строк боюсь;
Не обещай, чего ты дать не в силах,
Да, да! Я не вернусь.
Ведь я ушел, тебя не проклиная,
А сделать зла тебе не соглашусь,
Покоя ждет душа моя больная...
О пощади… Я не вернусь.
Так оно и случилось. Композитор Борис Прозоровский разделил судьбу поэта Владимира Ленского. Оба были арестованы в ноябре 1930 года, приговорены 20 февраля 1931года к десяти годам лагерей. Только Ленский умер в Соловках через год, а Прозоровский проведет два года на строительстве Беломорканала, потом последуют лагеря на Дальнем Востоке и… расстрел в 1937 году.
Режим уничтожил создателей романса «Вернись, я всё прощу…», но его волнующие строки и мелодия живы до сих пор.
ЛЯНСБЕРГ ОЛЬГА
(Вечерний Херсон. - 2011. - №3. - С. 9-10)
Ранние стихи Владимира Ленского на страницах херсонской газеты «Юг»
После дождя
Ах, эта лунная ночь!..
После дождя так свежо
Ветер ласкает лицо,
После дождя хорошо.
Долго шёл дождь, а потом
Тучи ушли – тишина, –
И высоко и светло
Вдруг засияла луна.
В улицах белых давно
Сонный разлился покой,
Сумрак с одной стороны,
Свет серебристый с другой.
Мокрые крыши блестят,
И, серебрясь при луне,
Листья прямых тополей
Мелко дрожат в вышине.
Воздух спокоен и чист,
В воздухе – нега и лень.
Где-то за ближней стеной
Пахнут левкой и сирень…
В одиночестве
Давно уж ночь, и ветер злой
Поёт томительно, докучно.
Я не зажгу огонь ночной,
Мне без тебя тоскливо-скучно.
Закрою ставнями окно
И не открою в час разсвета,
Пусть будет в комнате темно –
Мне без тебя не нужно света.
И сна счастливые мечты
Я отгоню во мрак ненастья:
Я счастлив только там, где ты, –
Мне без тебя не нужно счастья.
Коментарі
С уважением, Лянсберг Ольга
Очень рада, если информация о Ленском оказалась Вам полезной. Не могли бы Вы связаться со мной по адресу bariny@mail.ru Мне бы хотелось уточнить некоторые детали биографии Владимира Ленского. С уважением, Лянсберг Ольга
Не удивляйтесь, это не выдумка ! Сама только сегодня узнала, что он автор этого стихотворения.