Главная Наш отдел Наши друзья Городской клуб любителей книги «Кобзарь» Заседания клуба "Кобзарь" "Редактор, критик, переплётчик, в шкафу устроивший музей..." (462 заседание)
Городской клуб любителей книги «Кобзарь»

"Редактор, критик, переплётчик, в шкафу устроивший музей..." (462 заседание)

28 июня состоялось очередное 462-е заседание клуба книголюбов «Кобзарь». С докладом выступила Лянсберг Ольга Васильевна. Присутствующие с интересом слушали ее рассказ о Тарасенкове Анатолие Кузьмиче (1909-1956) – одном из ведущих критиков 30-50-х годов прошлого столетия, библиографе, библиофиле, собравшем ценнейшую коллекцию русской поэзии первой половины XX века.
Библиотека Тарасенкова, его библиофильская деятельность – темы уже сами по себе заслуживающие внимания книголюбов.  Кроме того, в 2009 году в Москве вышла в свет книга Натальи Громовой «Распад», посвященная драме взаимоотношений Бориса Пастернака и Анатолия Тарасенкова. Книга «Распад», воспоминания жены критика – М. И. Белкиной, знаменитый библиографический справочник  «Русские поэты XX века. 1900-1955» – вокруг этих книг и шёл рассказ об А. К. Тарасенкове. 
О детстве и юности А. К. Тарасенкова известно немного: детдом, комсомол, университет. Окончил литературный факультет МГУ (1930). Член ВКП(б) с 1942. Анатолий Тарасенков очень рано пришел в литературу  в качестве литературного критика. Его первые литературные заметки появились в печати в 1925 году. Автору тогда было всего шестнадцать лет, но уже к 1930-му году он напишет почти обо всех громких поэтических именах того времени – разумеется, с «марксистско-ленинских», партийных позиций.
До войны А. К. Тарасенков работал заместителем главного редактора журнала «Знамя». В годы Великой Отечественной войны – военным журналистом, был редактором газеты Ладожской военной флотилии в штабе, расположенном в Новой Ладоге. С 1950 года – заместитель главного редактора журнала «Новый мир» А. Т. Твардовского. Автор многих литературоведческих работ, главным образом о советских писателях и поэтах 1930-1950-х гг.

Тарасенков А. К.
1931
г.

И все же настоящую известность Анатолию Кузьмичу Тарасенкову принесла поэтическая библиотека, которая собиралась не им одним, а всем миром.
Критик и литературовед Бенедикт Сарнов вспоминал: «Анатолия Кузьмича Тарасенкова я хорошо помню. Он был красивый, живой, обаятельный. Как выражаются герои Зощенко – любимец женщин. И не только любимец, но и любитель. Но больше, чем женщин, чем все прелести и радости жизни, больше всего на свете он любил стихи. Стихи он любил самозабвенно. Была у него такая игра: кинуть вдруг в разговоре – ни с того, ни с сего – какую-нибудь строчку любимого своего Пастернака. Или Цветаевой. Это была проверка собеседника: откликнется или нет? Продолжит ли строчку следующей? И если собеседник оказывался на высоте, начинался матч-турнир: стихотворные строки летели от одного к другому, как мячи от ракеток.

Дом на Конюшках, в котором долгие годы находилась библиотека А. К. Тарасенкова

У Анатолия Кузьмича была потрясающая, поистине уникальная библиотека русской поэзии первой половины XX века. Располагалась она в подполье – не в переносном, а в буквальном смысле этого слова: под полом их крохотной квартирки. Не конспирации ради, а просто потому, что в квартирке для этой тьмы-тьмущей журналов и книг просто не было места.
Хотя и для конспирации основания тоже были. И немалые. Там ведь был у него и запретный Гумилёв, и ещё более запретная Цветаева: поэтические сборники начала века и 20-х годов, журналы тех же времён, выдирки из эмигрантских журналов, машинопись. И всё это аккуратно подобрано, переплетено в ситчик. Называлось это – «Тарасиздат». (Слово пустил Твардовский – задолго до того, как родились вошедшие потом в нашу речь «Самиздат» и «Тамиздат».)
Кого там только не было среди его любимцев – и Ходасевич, и Бунин, и Сологуб, и Андрей Белый, и Кузмин...».
Коллекция включала около 10 тысяч книг, многие из которых были  с автографами. Тарасенков собирал книги не стихийно, а целенаправленно. Его задача была – полнота коллекции, поэтому он работал с библиографическими изданиями (летописями, указателями, каталогами библиотек, в газетах и журналах выискивал анонсы о выходящих из печати новинках), выявляя по ним поэтические сборники. На основании этих данных Тарасенков составлял личную картотеку. Именно она и была руководством к действию. На основе картотеки составлялись многочисленные дезидираты – списки книг, которые необходимо было разыскать. Они рассылались во все уголки СССР.
В 1973 основная часть коллекции (7250 экземпляров) А. К. Тарасенкова была приобретена Библиотекой имени В. И. Ленина. Коллекция относится к  книжным памятникам РФ. Около 1350 изданий из этого собрания заполнили пробелы в фондах Библиотеки.
В коллекции около 800 экз. с автографами К. Д. Бальмонта, А. Белого, В. В. Каменского, И. Северянина, В. В. Маяковского и мн. др. Свыше 600 дарственных надписей адресованы собирателю, в т. ч. П. Г. Антокольского, О. Ф. Берггольц, А. Крученых, С. Я. Маршака, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского и др. Впоследствии Библиотекой был издан каталог «Автографы советских поэтов из коллекции А. К. Тарасенкова / Сост. Е. И. Яцунок и др. (М., 1981).
История библиотеки А. К. Тарасенкова  прекрасно изложена в очерке его жены – писательницы Белкиной Марии Иосифовны «Главная книга»(скачать, pdf, 5,10МБ) , опубликованном в сборнике «Дождь перестал» (М., 1968).
Материалы собрания Тарасенкова легли в основу  уникального библиографического труда «Русские поэты XX века. 1900-1955» (м., 1966). Этот библиографический справочник – своеобразная летопись русской поэзии первой половины прошлого века. В нём даны библиографические описание стихотворных книг на русском языке, изданных с 1900 по 1955 гг. в России и отдельных поэтических изданий – за границей. В справочник «Русские поэты XX века» вошли сведения о редчайших поэтических сборниках, сожженных царской охранкой. О книгах, изданных подпольными комитетами РСДРП в России и за рубежом. О книгах, вышедших малыми тиражами в провинции в первые годы советской власти. О книгах-листовках, печатавшихся в походных типографиях на фронтах гражданской войны, о книгах времен Великой Отечественной войны. В справочнике впервые широко представлены библиографии поэтов различных литературных направлений и школ первой четверти XX века.
В библиографиях поэтов отражено не только их оригинальное творчество, но и переводческая работа: указаны изданные ими книги переводов с национальных и иностранных языков. В справочнике полностью сохранены установленная автором структура книги и порядок расположения материала.
Умер Анатолий Кузьмич в 1956 году, тоскуя о той «главной книге», которую не успел написать. Он так и не осознал, что «главную книгу» в своей жизни он таки написал. Библиографический справочник «Русские поэты XX века» вышел через 10 лет после его смерти. И оказалось, что эта книга и стала главным трудом его жизни. Со временем она не теряет своей ценности. Напротив, ценность ее только возрастает.
Спустя годы, вдова А. К.Тарасенкова – Мария Иосифовна Белкина предложила сотруднику ГЛМ Льву Михайловичу Турчинскому стать редактором переиздания справочника. В 1981 году он начал эту работу. Новое издание книги вышло в 2004 году, почти  через 40 лет после первого издания
Анатолий Тарасенков, Лев Турчинский. Русские поэты XX века: 1900 - 1955: Материалы для библиографии. – М.: Языки славянской культуры (“Studia poetica”),  2004. – 896 с.
В результате многолетней собирательской и исследовательской работы количество «уловленных» поэтических книг увеличилось почти вдвое.  Не в последнюю очередь за счет сборников поэтов русского зарубежья, при собирании которых Тарасенков сталкивался с понятными сложностями.
Лев Михайлович Турчинский и по сей день продолжает работу над библиографическим справочником «Русские поэты XX века». И библиографы из провинции рады, когда он обращается к ним с просьбой уточнить какие-либо данные о книге, вышедшей в их городе. Так, Ольга Васильевна рассказала, какие уточняющие справки она выполняла для Л. М. Турчинского.
Собирание книг, составление библиографии русской поэзии – было не главными занятиями в жизни Тарасенкова. Он был критиком. Литературоведом. Работал в редакциях – в журнале «Знамя», в издательстве «Советский писатель», в «Новом мире» заместителем главного редактора (тогда им был Твардовский). Писал книги, статьи. Главным образом о поэтах, поэзии. Были у него удачи. Были неудачи. Заслуженные победы. Обидные поражения. Были ошибки и необходимость признать их. Это относится к его литературной деятельности, которую вообще нельзя рассматривать в отрыве от литературного процесса 30-50-х годов прошлого столетия, от всей общественно-политической жизни страны.
В 2009 году в свет вышла третья книга трилогии  Натальи Громовой о литературной жизни, литературном быте конца 20-х – начала 50-х годов прошлого века – «Распад», с которой были ознакомлены участники заседания клуба. Она посвящена драме взаимоотношений Бориса Пастернака и Анатолия Тарасенкова.
Книга написана  на основе незавершенной рукописи М. И. Белкиной, вдовы Тарасенкова. Об этом в предисловии пишет Наталья Громова: «Уже год, как ушла из жизни Мария Иосифовна Белкина, писательница, автор одной из лучших книг о судьбе Марины Цветаевой и ее семьи – «Cкрещенье судеб». Но мало кто знает, что до последнего своего часа, а прожила она 95 лет, Мария Иосифовна пыталась осмыслить судьбу своего мужа <…> Анатолия Кузьмича Тарасенкова. <…> Свою следующую книгу Мария Белкина хотела посвятить главной драме жизни Тарасенкова — его отречению от Пастернака, поэзию которого он истинно любил, с ранней юности писал о ней, но в трудный момент истории все-таки отступался, клеймил Пастернака на собраниях и в статьях. <…> Я получила от Марии Иосифовны материалы ненаписанной книги, документы и письма. <…> И я стала дописывать холст, на котором уже была сделана экспозиция и набросаны основные черты главных героев».
Книги Натальи Громовой, в том числе и «Распад»,  на богатейшем документальном материале  рисуют не только перипетии «литературной борьбы», не только гримасы «партийного руководства литературой» и работу машины государственного террора, но и дают яркие картины жизни писательской элиты – с любовными интригами и дружескими застольями, шутками, анекдотами, повседневными житейскими радостями и заботами.

На заседании также были представлены «трофеи» Лянсберг О. В., привезенные из Санкт-Петербурга из Российской национальной библиотеки. Ольга Васильевна представила ксерокопии обложек херсонских поэтических сборников начала XX века, не сохранившихся в фондах библиотек Херсона. Сборников стихотворений Меламедова М. В. (1903), драматической поэмы Л. Скадовского «Преступник» (1911), Ипполита Лунева «Аккорды» (1911), сборника куплетов Льва Бунова-Таля "Горе быть женатым" (1913), неизвестного составителя сборника «Банзай!!!» (1927).

По окончанию заседания были объявлены каникулы для книголюбов до конца сентября 2012 года.

Комментарии

Ольга Лянсберг
07.05.2014 11:15

Екатерина, спасибо за внимание к нашему сайту.

Я написала Вам письмо на электронную почту.
Екатерина Сербская
03.05.2014 16:49

Здравствуйте! Пишет Вам дочь Виктора Соломоновича Сербского - Екатерина. С интересом прочитала о заседании клуба, посвященного А.К. Тарасенкову. Мой папа  - Виктор Соломонович Сербский, являлся продолжателем дела Анатолия Кузьмича. Он собрал крупнейшую поэтическую библиотеку  с1956-2000е годы. Собирал свою библиотеку по принципу А.К. Тарасенкова. И в 1992 году при жизни передал ее в пользование городу Братску, в котором жил, став директором собственной библиотеки. Сейчас его коллекция относится к книжным памятникам -коллекциям и существует в городе Братске как Билиотека русской поэзиии второй половины ХХ века. Мне бы хотелось послать Вам книгу воспоминаний о папе, он ушел из жизни в январе 2011 года. Если Вас заинтересовало напишите мне на почту Ekaterina2606@yandex.ru  О папе есть сведения в Википедии.861960

Напишите свой комментарий

Календарь событий

      1
23 4 5678
9 101112 13 1415
1617 18 19202122
23 24 25 26272829
30